В течение времени, прошедшего со дня венчания Григория Романова в Исаакиевском Соборе, было множество комментариев, статей и оценок этого события. Так что вполне можно сделать собственные выводы и попробовать ответить на волнующий многих вопрос - Что это было?
Мнения и оценки достаточно сильно разделились. Одни сообщают о событии, как о первом, за более чем 100 лет, венчании Великого князя наследника Престола Григория Романова, другие называют князя самозванцем и недоумевают, «кто допустил»…
Эмоции, которые вызывает появившейся в наших краях призрак самодержавия, также самые разные – от умильной реакции, как у, показанной в новостях, глупенькой дамочки в нелепой шляпке («Принц и принцесса, ах, как это мило»), до суровой оценки, высказанной с пролетарской прямотой левыми патриотами - дескать, враги «снова готовят нам царский трон».
Коротко и объективно сказать о произошедшем можно так. В Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе, состоялось венчание потомка рода Романовых князя Григория. Присутствовала его мать княгиня Мария Владимировна и многочисленные гости, в том числе представители монарших и аристократических семей Европы. Молодых торжественно приветствовали военнослужащие из роты почетного караула... Затем, гости и молодые переместились на банкет в парадном зале Этнографического музея. Собственно, всё…
Венчание в Исаакиевском соборе могут заказать все желающие, записавшись в церковной лавке (!). Стоит это около 20 тысяч рублей… Банкеты и мероприятия в музеях и дворцах также периодически проводятся, и отнюдь не в честь особ императорской крови. Были бы деньги. Такие мероприятия – статья доходов музеев. Вот с почетным караулом «неакккуратненько» получилось. Если бы они были реконструкторами или ряжеными казаками, то всё в порядке. А это были действующие военнослужащие. То есть венчающемуся князю Романову, как бы, отдавались государственные почести. «Как бы» потому, что направить почетный караул было несанкционированным решением местного начальства, на что оно через пару дней получило взыскание от вышестоящего командования.
Казалось бы, по факту, частное мероприятие… Почему же столько внимания, критики и пересудов?
Дело в том, что князь Григорий Романов и его мать, княгиня Мария Владимировна, составляют одно из объединений потомков Романовых - Российский Императорский Дом и считают себя имеющими наибольшие права на Российский престол, в случае гипотетического возрождения в стране империи. После Октябрьской революции дед Марии Владимировны Великий князь Кирилл Владимирович действительно являлся старшим Великим князем из оставшихся в живых Романовых. В 1924 году он провозгласил себя императором в изгнании и присвоил своему сыну Владимиру титул «Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь», что было признано не всеми другими Романовыми. После смерти Кирилла Владимировича, его сын Владимир, в 1938 году возложил на себя титул Великого Князя и назвался «Главой Российского Императорского Дома». Это признали шесть Великих князей и князей императорской крови. Однако, после того, как Владимир Кириллович провозгласил наследницей свою дочь – Марию Владимировну, другие Романовы отказались это признать.
После многолетних раздумий и обсуждений в 1979 году семь князей и княгинь императорской крови, родившиеся до февральской революции 1917 года, создали «Объединение членов рода Романовых».
Таким образом, на сегодняшний день, практически все потомки российских императоров, оказались объединены в две, неравные по количеству членов, организации – «Российский Императорский Дом» в составе Марии Владимировны и её сына Григория и «Объединение членов рода Романовых», в которое входит большинство остальных Романовых. Оба объединения имеют серьезные разногласия друг с другом по вопросам престолонаследия.
Кто же из них имеет большие права на гипотетический Российский Престол?
Строго говоря – никто. А именно, если руководствоваться законами Российской Империи – Актом о престолонаследии императора Павла I от 5 апреля 1797 года, указами Российских Императоров, и сложившейся на их основе практикой передачи престола в течение 19 века, то никто из ныне живущих потомков династии Романовых, не имеет права претендовать на Российский Престол.
Большинство членов династии, оказавшееся в изгнании, а также все их потомки, так или иначе, нарушали требования законодательства о престолонаследии Российской Империи – вступали в неравные или повторные браки. В частности, объявивший себя императором в изгнании Великий князь Кирилл Владимирович бы лишен такого права указом последнего императора Николая II.
Также никто из ныне здравствующих Романовых не имеет права на титул Великого Князя или Великой Княгини. Согласно законам Российской империи, великими князьями были дети и внуки действующих императоров, а их потомки именовались Князьями Императорской крови (если не вступали в неравные браки).
Позиция «Объединения членов рода Романовых» представляется наиболее взвешенной и адекватной как нынешней реальности, так и законам РИ о престолонаследии и сложившейся в 1917 году династической ситуации. Статья 4 Устава объединения гласит:
2. Члены Объединения членов рода Романовых согласны с тем, что все вопросы, касающиеся формы правления в России и, следовательно, все вопросы династического характера могут решаться только великим русским народом в ходе «всеобщего, прямого, равного и тайного голосования» в соответствии с Манифестом великого князя Михаила Александровича, подписанного после отречения от престола императора Николая II.
Отношение Объединения членов рода Романовых к княгине Марии Владимировне и ее сыну Григорию, рожденному в браке с прусским принцем Францем Вильгельмом ясно выражено в публичном заявлении, сделанном по этому поводу:
«Счастливое событие в прусском королевском доме не имеет отношения к Романовым, поскольку новорожденный князь не принадлежит ни к Русскому Императорскому дому, ни к роду Романовых».
Смотря на противоречия между двумя организациями потомков рода Романовых, приходят мысли о своевременности и мудрости Акта Павла I о престолонаследии и соответствующих последующих указов российских императоров. До принятия Павлом I Акта о престолонаследии, весь 18 век прошел в дворцовых переворотах, сопровождавшихся смертью монархов или наследников. Эта волна беззакония последним настигла и самого Павла. Однако, дети и потомки Павла имели между собой уже совершенно другие отношения, практически братские, семейные - не боролись за трон, а следовали Акту о престолонаследии, иногда уступая трон младшему брату...
При неукоснительном соблюдении Акта о престолонаследии и последующих указов Императоров, никаких противоречий между современными потомками Романовых быть не может. Наследственных прав на трон более нет ни у кого. Путь на трон возможен только по волеизъявлению народа.
Если же не принимать во внимание законы Российской империи о престолонаследии, то перечень претендентов на престол из рода Романовых мог бы выглядеть так:
1. Кирилловичи (Старшие Александровичи). Потомки Александра II - Мария Владимировна и её сын Георгий Михайлович. Однако, и это было поводом написания настоящей статьи, Георгий Михайлович так же вступил в неравнородный брак с итальянкой Ребеккой Беттарини…
2. Младшие Александровичи – представители двух узаконенных родов морганатических потомков царя-освободителя Александра II - светлейшие князья Юрьевские и князья Романовские-Ильинские.
Из них обращает на себя наибольшее внимание Георгий Александрович Юрьевский, 1961 года рождения. Родителями его деда были император Александр II и княжна Екатерина Михайловна Долгорукова. То есть Георгий Юрьевский не только прямой потомок по мужской линии императора из рода Романовых, но и потомок княгини из рода Рюриковичей… Предприниматель, руководит несколькими компаниями. К вопросам престолонаследия особого интереса не проявляет.
3. Михайловичи - потомки сына императора Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Самая большая ветвь потомков Романовых, входящая в ОЧРР. Старший из них – князь Андрей Андреевич Романов, родился в 1923 г. (98 лет!), художник, ветеран войны, служил матросом в британском ВМФ, сопровождал конвои в Мурманск, участвовал в битве за Атлантику и в высадке в Нормандии. Имеет республиканские убеждения и на престол не претендует. У него три сына от неравнородных браков, не имеющие потомков по мужской линии.
К линии Михайловичей относится и Ростислав Ростиславович Романов 1985 г.р., праправнук императора Николая I по прямой мужской линии. Он дизайнер и художник, часто бывает в России, входит в Совет Директоров Петродворцового часового завода, прилагает усилия для возрождения этого завода, основанного Петром I. Является вице-президентом Объединения членов рода Романовых.
4. Николаевичи - потомки третьего сына императора Николая I - великого князя Николая Николаевича (Старшего). Мужская линия Николаевичей пресеклась, ныне здравствуют только три представительницы рода по женской линии.
5. Карагеоргиевичи – представители югославского рода Карагеоргиевичей, потомки Павла Карагеоргиевича и Ольги Греческой – внучки императора Александра II. Все Карагеоргиевичи рождены в равных браках, но они не являются потомками российских императоров по мужской линии. Карагеоргиевичей, князей Югославских и Сербских, четыре брата – Дмитрий, Михаил, Сергей и Душан.
Итак, нет правовых и фактических оснований для того, чтобы кто-либо из потомков Романовых мог быть объявлен наследником Российского престола по праву наследования и законам Российской Империи. Это, однако, не означает, что для потомков Романовых в принципе закрыт путь на Российский Престол, в случае возрождения монархии в любом, даже, церемониальном, виде. Для того, чтобы в России появился легитимный, признанный народом и другими странами, монарх, существует только один правовой путь – избрание такого монарха на Учредительном собрании (или Земском Соборе) в соответствии с невыполненным указом последнего императора о созыве Учредительного Собрания. При этом представители на такое Собрание (Собор) должны избираться всенародным голосованием. В нашей истории уже были такие выборы царя – Бориса Годунова (1584 г.), Василия Шуйского (1606 г.), Михаила Романова (1613 г.).
Вот на фоне этих сложных династических отношений и развернулись дискуссии о бракосочетании князя Григория Романова.
В самом венчании в Исаакиевском соборе нет, как мы уже говорили, ничего особо эксклюзивного, сейчас многие могут позволить себе подобное (20 тыс. рублей в церковную лавку). Шум поднялся из-за того, что Российский Императорский Дом позиционирует князя Григория как наследника, имеющего права на престол и не отказывающего от них.
С одной стороны, можно спорить об уместности таких претензий, адекватности теперешнему состоянию российского общества, законности притязаний …
С другой стороны, не только часть российских монархистов, но и многие чиновники, высокие военные чины и силовики, принимают от княгини Марии Владимировны титулы и награды … Устраивают почетные приемы… Так сказать, «с благоговением, с почтением»… Значит, есть необъяснимая готовность и желание проявлять верноподданнические чувства. Что это - некий запрос на «принцев и принцесс», сформированный диснеевскими сказками и светской хроникой современных монархий – Бельгии, Голландии, Британии? Или что-то иное ...
В любом случае, в наши дни в европейских странах монархия уже не может иметь форму самодержавия (абсолютной монархии). По тем западным странам, где монархия сохранилась, мы видим, что монархии там, в разной степени, носят церемониальный характер, когда монарх, в большинстве случаев, практически, формально утверждает подготовленные парламентами документы и решения. Монархия при таком подходе, служит еще одной гарантией стабильности, последней инстанцией, не вмешивающейся в дела общества в обычных обстоятельствах, служит символом государства, живым доказательством его глубоких исторических корней.
Некоторые философы полагают, что история завершает очередной цикл демократического общественного устройства, начавшийся в середине 19 века, и спираль развития снова входит в область авторитарного, монархического правления, на новом уровне …
А Вам нравятся игры в принцев и принцесс или Вы не приемлете монархию и Вам ближе мысли Диогена о том, «какая медь лучше всего для статуй»?