Антикитерский механизм неизменно встречается в верхних строках списков «неуместных артефактов», ставящих в тупик официальную историю. И это, пожалуй, первая из подлинных тайн связанных с устройством. Альтернативная наука никогда не проявляла интереса к нему. Не объявляла свидетельством палеоконтакта или же наследием атлантов. Настоящая же наука не усматривала в устройстве чего-либо неуместного. Но речь пойдёт не о данной загадке, а об удивительных вещах, которые находка поведала о древнем Средиземноморье.
Подробно описывать механизм долго, и не нужно. Детали можно найти в Википедии. Если же коротко, найденная на дне моря куча бронзовых шестерней после реконструкции выстроилась в аналоговое вычислительное устройство астрологического назначения. Механизм отображал соответствующее введённой дате положение Солнца в том или ином знаке Зодиака, положение и фазу Луны, позволял предсказывать солнечные и лунные затмения, а также определять наилучшее с позиций астрологии время для проведения панэллинских празднеств — Олимпийских и многих других игр.
Предполагается, кстати, что реконструкция не является полной, ибо многие части утрачены, и устройство показывало также и положение планет. На основании чего предполагается? А. Это интересно. На основании многочисленных описаний в античных источниках. Историкам было известно что между IV веком до новой эры и до V века новой эры в Средиземноморском регионе изготавливались и использовались механические приборы такого назначения. Чаще всего, работавшие и с известными грекам планетами тоже. Описаний имелось много, в частности упоминалось и о создании такого устройства Архимедом. Но все они оказывались туманными, и большого доверия, по совести, не вызывали. Что имелось в виду, как оно выглядело и, тем более, как оно работало, понять было невозможно. Антикитерский механизм дал ответы на эти вопросы.
И теперь о подлинных загадках, как обычно, лежащих на поверхности, и загадками на первый взгляд не кажущимися. Во-первых, механизм оказался очень сложным. И очень точным. В частности, учитывал он и эксцентриситет лунной орбиты, а значит и неравномерность движения этого тела по небосводу. Технологий и искусности мастеров, которыми, как это точно известно по другим находкам, греко-римский мир не располагал бы, как и астрономических познаний, отсутствовавших ещё в данную эпоху, для изготовления устройства не требовалось. Но сложность удивляла.
Во-вторых, механизм оказался старым. Утрачен он был в результате кораблекрушения в 85 году до новой эры. Изготовлен же (скорее всего в Сиракузах) на 100 или 120 лет раньше. И весь этот срок находился в эксплуатации без существенной потери характеристик. Таким образом, надёжностью он не уступал легендарной швейной машинке Зингера. Будучи, впрочем, намного проще её по устройству. Швейную машинку римляне бы, всё-таки, не смогли.
Живучесть же механизма обеспечивалась продуманностью устройства. В конструкции использовалось несколько разных бронзовых сплавов, а рабочие поверхности были упрочнены закалкой. Запас прочности был предусмотрен очень большой. Устройство не боялось ударов. Компьютер также обладал защищающим от пыли закрытым корпусом из бронзы и твёрдого дерева. И, разумеется, механизм требовал мелкого ремонта и смазки. То есть, квалифицированного ухода.
В-третьих, астрологический компьютер оказался маленьким. Описания в источниках не позволяли предположить, что речь ведётся о портативных устройствах. Кстати, очень неброских на вид. Механизм представлял собой просто небольшой ящик с циферблатами с двух сторон и не имел каких-либо украшений.
Наконец, в-четвёртых, бронзовые пластины корпуса оказались густо покрытыми текстом. Который, пусть и не без труда, к настоящему моменту почти полностью прочитан. Это оказались подробные инструкции по использованию устройства для предсказания 42 типов астрономических явлений, с указанием значения данных событий на небе с позиций астрологии. То есть, механизм делал предсказания автоматически, не требуя присутствия толкователя.
...Удивительно? Нет, если только не вникнуть в значение упомянутых фактов. Если же вникнуть, картина оказывается интересной.
Антикитерский механизм был изготовлен не гениальным изобретателем, а опытным механиком. И не просто опытным, а располагавшим богатым опытом в области изготовления и ремонта таких изделий. Мастер имел чёткое представление о скорости износа различных деталей и учитывал этот фактор. Очевидно также, что механизм не мог быть первым образцом устройства данного рода. Сложность и продуманность конструкции предполагает длительное совершенствование, развитие, в процессе которого конструкция оптимизировалась и усложнялась не в ущерб надёжности действия.
Антикитерский механизм также предельно утилитарен, и рассчитан на использование одним человеком для личных нужд. Изготовить большое стационарное устройство было бы проще. И тогда оно, особенно в случае добавления декоративных элементов, производило бы более сильное впечатление на публику. Но мастер пошёл иным путём. Он сделал прибор удобный для работы, — в том числе использования и в путешествиях, — а не для демонстраций.
Наконец, подробность инструкций на корпусе свидетельствует, что прибор не был предназначен для астронома или астролога. Ибо сам являлся «механическим астрологом». Но кто, кроме астрологов, может зарабатывать астрологическими прогнозами? Следовательно, коммерческое использование устройства не планировалось. Заказчиком был просто богатый человек, желавший узнавать будущее, не обращаясь при этом к богам и другим наёмным шарлатанам.
Антикитерский механизм, таким образом, поведал, что в римское время присутствовали как платёжеспособный спрос на такого рода устройства, так и регулярное их предложение. Артефакт сам сказал, что он — не уникален, и другие — множество других, механические астрологические вычислители в Римской Империи, конечно, встречались реже, чем наручные часы сейчас, но и не являлись чем-то очень уж необычным, — просто не сохранились.
Впрочем, как «не сохранились»? Антикитерский механизм уникален тем, что уцелело 80% его деталей, что и позволило реконструировать работающее устройство. Фрагментарные находки, в том числе и приписывавшиеся именно таким, упоминаемым греками и римлянами механизмам, попадались и ранее. Но без действующего образца невозможно было даже понять, частью чего именно могли быть эти шестерни.