О пожаре на американском универсальном десантном корабле "Боном Ричард", который начался 12 июля 2020 года, был потушен только 16 июля 2020 года, писалось много. Еще бы: как показало освидетельствование остатков корабля, пожар полностью уничтожил боевую единицу американского ВМФ стоимостью 4,1 млрд. долл., которая в это время переоборудовалась в легкий авианосец для самолетов Ф-35, и в это переоборудование было вложено еще 250 млн. долл. Более того, как оказалось, пожар стал следствием умышленного поджога, в котором в настоящее время обвиняется матрос корабля, который, как считает следствие, сделал это, желая отомстить (судебное разбирательство начнется 17 ноября 2021 года).
Однако, как показало расследование, к уничтожению универсального десантного корабля водоизмещением 40.500 тонн, длиной 257 метров, и шириной 32 метра привел, как сказано в выводах расследования, "каскад неудач".
Что это была за "цепочка" рассказывается в публикации американского Морского института.
Около 8.10 младший матрос, только что сменившийся с вахты, проходила (это была женщина) по верхней палубе к торговому автомату и заметила на нижней палубе "мутный белый туман". Однако решила никому об этом не докладывать, так как "не почувствовала запаха дыма".
Приблизительно в это де время другой моряк, остановившийся поболтать с часовым, тоже заметил как "белый дым поднимается из нижней палубы в верхнюю" и побежал наверх, чтобы доложить палубному офицеру.
Параллельно в 8.15 гражданский работник встретил офицера, наблюдавшего за инженерными работами, и рассказал ему о дыме. Офицер отправился проверить сообщение и встретил матроса, который сказал ему тоже самое.
В 8.20 вахтенный старшина занес в журнал сообщение о пожаре на нижней палубе. Одновременно о пожаре узнал дежурный корабельный офицер и тут же направился проверить сообщение. В 8.22 был подан сигнал тревоги
Приблизительно в это же время с соседних кораблей был замечен черный дым с "Ричарда" и на него были отправлены команды для оказания помощи, но ни один направленный не был готов к борьбе с огнем.
Попытки организовать тушение собственными силами провалились: организованным для борьбы с огнем группам не удалось найти исправные пожарные гидранты, как оказалось позже, 187 из 216 были в нерабочем состоянии (отсутствовали шланги, были сломаны фитинги и т.п.). Более того, аварийные команды не имели соответствующей экипировки, только небольшая часть моряков имела автономные дыхательные аппараты и противопожарные костюмы.
В 9.00 пожарным командам было приказано эвакуироваться из горящего ангара, а в 9.15 был отдан приказ эвакуироваться с корабля всем, не имеющим автономных дыхательных аппаратов. Приказ отдал офицер по связям с общественностью.
Первые попытки тушения пожара водой были предприняты гражданскими пожарными Сан-Диего в 9.51. Попытка была предпринята самостоятельно: пожарные не знали конструкции корабля и обнаружив огонь, приступили к его тушению. Однако, через 30 минут из-за распространения пожара, были вынуждены эвакуироваться.
В 10.37 был отдан приказ к общей эвакуации, а в 10.50 на борту произошел мощный взрыв и обломки с "Ричарда" начали падать на соседние корабли и причал.
Гражданские пожарные отказались возвращаться на горящий корабль, заявив, что операции, связанные с риском для жизни, разрешены только если стоит задача по спасению жизней людей. В результате представитель федеральных властей предложил гражданским пожарным убраться, "если они не собираются помогать бороться с огнем". И пожарные Сан-Диего уехали.
В 18:30 пожар "распространился по всей длине корабля, при этом загорелось примерно три палубы, включая оборудование на летной палубе и надстройку корабля", а в 18:55 корабль сотряс второй взрыв, вызвавший "множественные легкие сотрясения и ранения взрывного типа". Вновь был отдан приказ об эвакуации с корабля и все усилия по борьбе с огнем были остановлены.
Только на второй день пожара (13 июля) на очаги горения стала сбрасываться специальная пена, а на третий (14 июля) - было развернуто высокоинтенсивное пожарное насосное оборудование, работа которого, однако, привела к тому, что 15 июля корабль дал сильный крен на борт из-за скопившейся воды.
Впрочем, как отметил следователь,
"Общее командование и контроль при реагировании на огонь изначально было хаотичным, но со временем оно улучшилось благодаря специальным решениям и заданиям".
Согласно официальному докладу, пожар был полностью потушен 16 июля.
В апреле 2021 года корабль стоимостью 4,1 млрд. долл. был продан на металлолом за 3,66 млн. долл.
Как написал в своем отчете все тот же следователь,
"Хотя пожар был начат в результате поджога, судно было потеряно из-за неспособности потушить пожар".
#флот #армия
О разгильдяйстве американцев можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!