В 1996 году культовые режиссеры братья Коэн выпустили классическую криминальную драму «Фарго». В фильме братья подняли тему влияния денег на человеческую природу, противопоставив принципиальную полицейскую, которая, несмотря на беременность, всё равно ринулась на поиски преступников, беспринципных головорезов, которые ради небольшой суммы денег устроили в нескольких штатах настоящую резню. Сам культ «Фарго» настолько понравился зрителям, что продюсеры канала Fox, начиная с 2014 года начали выпускать одноименный сериал-антологию, действие сюжета которого происходило в разных временных плоскостях и даже в разных городах, но отдаленно связанных с оригинальным фильмом. Так, на текущий момент уже вышло четыре сезона, о последнем из которых пойдет речь.
Синопсис В 1950 году в Канзас-Сити с давних времен территория делится между различными преступными синдикатами, постоянно приходящими на смену друг другу. Сначала евреи, затем ирландцы, потом итальянцы, и наконец, наступает время афроамериканцев. Но в мире где царит кровь, жестокость и беззаконие имеет значение не твой цвет кожи или твоя вера, а твое умение выживать любой ценой. Конечно, эти межклановые войны затрагивают невинных горожан, коими оказываются простая семья Смутни.
Игра актёров Отличительная особенность данного сериала заключается в разношерстном актерском составе в каждом новом сезоне. Так, в четвертом сезоне из известных голливудских звезд зрителя ожидает появление на экране Криса Рока, Бена Уишоу, Тимоти Олифанта, Джесси Бакли, Джейсона Шварцманна, Джека Хьюстона и других. Прежде всего, хотелось бы выделить Криса Рока в нетипичном для себя драматическом амплуа босса криминального мира, который вынужден выбирать между бизнесом и семьей. Пожалуй, самая запоминающаяся роль была исполнена Джесси Бакли в роли жуткой и коварной медсестры Оретты Мейфлауэр, беспринципной маньячки, убивающей ради удовольствия невинных стариков, при этом изображающей из себя верную христианку.
Режиссура Как и в случае с предыдущими сезонами, четвертый сочетает в себе черты психологической драмы, криминального триллера и черной комедии. В целом по большому счёту четвертый сезон представляет собой аллюзию на современную Америку и проблему раскола американского общества. Действие перенесено в 1950-е годы, дабы обозначить, где были пущены основные корни этого самого зла. Нельзя отрицать, что всё это уже смотрится как высосанный из пальца памфлет, от которого многие даже российские зрителя устали. Однако понравилось, что чернокожие герои здесь далеко не беспомощные жертвы, а хитрые и нацеленные на результат стратеги, которые в итоге именно благодаря смекалке одерживают победу. Немного смущает общая монотонность выстроенной фабулы, словно ненастроенный музыкальный инструмент, который пытается выдать красивую мелодию, а выходит лишь нечто похожее на красоту.
Сценарий Действие сюжета происходит в начале 1950-х годов в Канзас-Сити. Город практически с самого своего основания постоянно делился между разными преступными бандами. Так, мы видим мнимый мир, а затем коварное предательство между евреями и ирландцами, затем между ирландцами и итальянцами, а после наступает очередь ожесточенного противостояния между итальянцами и афроамериканцами. Дабы закопать топор войны, обе банды совершают своего рода ритуал, обменявшись собственными детьми. Понятное дело, этот ритуал уже давно не имеет никакого значения, поскольку банды по-прежнему продолжают плести друг против друга интриги.
Однако противостояние банд – это меньшая из проблем. Внутри итальянской банды происходит раскол, когда глава семейства дон Донателло умирает по вине медсестры Мэйфлауэр, уже давно промышляющей серийными убийствами. Вследствие смерти дона решается вопрос, кто теперь встанет во главе. На эту роль выдвигается наглый, но умный Джосто. Но встать у руля ему мешает внезапно объявившийся из Италии младший брат Гаэттано, импульсивный громила, привыкший решать вопросы и проблемы насилием и жестокостью.
Тем временем, медсестра Мэйфлауэр по неведомым причинам начинает окучивать старшеклассницу Этельриду, которая сразу чувствует, что в медсестре что-то не так, и вскоре узнает её страшную тайну, чем ставит себя и свою семью в смертельную опасность. К тому же семья Этельриды сталкивается с еще одной проблемой в лице Зелмар Рулетт (тетя Этельриды) и Свони Кэппс, сокамерницы Зелмар, недавно сбежавших из тюрьмы и вскоре ограбивших одну из точек, принадлежащих той самой банде афроамериканцев. В общем сюжет скручивается в запутанный клубок из разных сюжетных линий, пересекающихся между собой, и в итоге приведших к развязке, которая для одних героев становится счастливой, а для других трагичной.
Итог В общем и целом, четвертый сезон «Фарго» производит положительное впечатление. Хотя тема расизма и женской эмансипации показана в нем слишком демонстративно, всё же сезон цепляет именно сюжетной составляющей, игрой актёров и различными символами, олицетворяющими ту или иную проблему или социальное явление. Как мне кажется, немного не раскрыли персонаж медсестры Мэйфлауэр, хотя этот персонаж заслуживает отдельного внимания – слишком уж нелепый, хотя и заслуженный за её злодейства уход. Во всякой случае, рекомендую к просмотру.