Советский бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, совершивший свой первый полет еще в далеком 1952 году, как бы это странно не звучало, до сих пор эксплуатируется. Более того, он является актуальным и по сей день.
В свое время место Ту-16 должна была занять совершенно другая машина разработки КБ Ильюшина. Но где же прокололся конструктор с богатым опытом в разработке бомбардировщика, который должен был стать первым носителем советского ядерного оружия.
Разработку дальнего бомбардировщика КБ Ильюшина доверили благодаря серийному фронтовому бомбардировщику Ил-28, который на тот момент был первым в советском союзе бомбардировщиком с реактивными двигателями.
По техническим требованиям скорость нового дальнего бомбардировщика должна была достигать 1000 км/ч при дальности до 6 тыс. км.
Задача для того времени была наисложнейшая. Бомбардировщик должен был стать носителем как обычных, так и ядерных бомб.
Еще в 1948-ом году, после запуска в серию одного из первых серийных советских самолётов с реактивным двигателем Ил-28, в КБ Туполева в инициативном порядке приступили к разработке Ту-16, так как сам Туполев не собирался проигрывать в заочном соревновании со свои коллегой Ильюшиным.
Тогда у Ильюшина были большие планы на этот проект, а к моменту начала разработок он уже имел большой опыт и наработки по дальнему реактивному четырехдвигательному бомбардировщику на базе серийного Ил-28, двигатели которого должны были располагаться под крылом.
Однако теоретические исследования по планеру и формированию облика бомбардировщика Туполева велись совместно с учеными Центрального Аэрогидродинамического Научно Исследовательского института им. Жуковского (ЦАГИ), где на то время уже изучали характеристики самолетов со стреловидным крылом.
К проекту Ту-16 Туполев подошел с особым фанатизмом и примерял на него различные варианты компоновок самолета, которые ранее уже были опробованы в результате аэродинамических продувок.
В конечном итоге была выбранаидеальная схема со стреловидностью в 35 градусов, а сам самолет разрабатывали под самые мощные на то время реактивные двигатели ОКБ-300 Микулина АМ-3, тяга которых составляла чуть более 8,5 тонн.
Бомбовый отсек самолета был размещен близко к центру масс, что сказывалось на незначительное изменение центровки после сброса бомб, а в варианте носителя ядерных бомб, бомбовый отсек получил систему обогрева.
Ту-16 имел мощное пушечное вооружение из четырех установок АМ-23 калибра 23-мм, которые обеспечивали эффективную оборону, значительно превосходящую всех однотипных самолетов того времени.
Также перспективный ядерный носитель был оснащен двумя герметичными кабанами, где размещался экипаж из 6-ти человек, для каждого из которых было предусмотрено катапультное кресло.
С этой машиной КБ Туполева много приходилось делать впервые, так это должен был стать первым массовым носителем ядерного оружия.
Участники атомных испытаний рассказывали, что после воздействия ядерного взрыва, нижнюю обшивку самолета можно было проткнуть пальцем. В результате самолет получил принципиально новые элементы защиты, а сам фюзеляж покрывался термостойкой краской.
Первый опытный образец Ту-16 поднялся в воздух в 1952 году. Скорость этой машины превысила требуемую техническим заданием скорость и достигла 1050 км/ч. Однако, несмотря на это, первый опытный бомбардировщик государственные испытания не прошел.
Самолет оказался слишком тяжелым из-за чего показатели требуемой дальности оставляли желать лучшего. В срочном порядке в КБ Туполева было решено значительно облегчить второй вариант самолета, который тогда находился на этапе окончательной сборки.
На доводку второй машины ушло еще полгода, и уже весной в 1953 году самолет был передан на заводские испытания. На удивление комиссии оказалось, что конструкторам удалось снизить массу чуть более чем на 5 тонн, что и поставило точку в борьбе с основным конкурентом КБ Ильюшина. И уже в мае 1953 года специальным правительственным постановлением Ту-16 официально был принят на вооружение.
Это стало одним из уникальных примеров в истории мировой авиации, когда за счет ряда принятых мер, причем практически на «коленке», переходя от опытной конструкции самолета к серийной, на столько облегчить конструкцию самолета.
В завершении стоит отметить, что один из вариантов Ту-16 под обозначением H-6 до сих пор стоит на вооружении военно-воздушных и военно морских сил Китая, который в свою очередь является лицензионной копией советского самолета.
Так же читайте на моем канале: Мультики закончились. Циркон поступит на вооружение через год