Найти тему
56-я Параллель

Конструкторам Ту-16 удалось снизить массу самолета более чем на 5 тонн. Это и поставило точку в борьбе с конкурентом Ильюшина

Советский бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, совершивший свой первый полет еще в далеком 1952 году, как бы это странно не звучало, до сих пор эксплуатируется. Более того, он является актуальным и по сей день.

В свое время место Ту-16 должна была занять совершенно другая машина разработки КБ Ильюшина. Но где же прокололся конструктор с богатым опытом в разработке бомбардировщика, который должен был стать первым носителем советского ядерного оружия.

Разработку дальнего бомбардировщика КБ Ильюшина доверили благодаря серийному фронтовому бомбардировщику Ил-28, который на тот момент был первым в советском союзе бомбардировщиком с реактивными двигателями.

По техническим требованиям скорость нового дальнего бомбардировщика должна была достигать 1000 км/ч при дальности до 6 тыс. км.

Задача для того времени была наисложнейшая. Бомбардировщик должен был стать носителем как обычных, так и ядерных бомб.

-2

Еще в 1948-ом году, после запуска в серию одного из первых серийных советских самолётов с реактивным двигателем Ил-28, в КБ Туполева в инициативном порядке приступили к разработке Ту-16, так как сам Туполев не собирался проигрывать в заочном соревновании со свои коллегой Ильюшиным.

Тогда у Ильюшина были большие планы на этот проект, а к моменту начала разработок он уже имел большой опыт и наработки по дальнему реактивному четырехдвигательному бомбардировщику на базе серийного Ил-28, двигатели которого должны были располагаться под крылом.

Однако теоретические исследования по планеру и формированию облика бомбардировщика Туполева велись совместно с учеными Центрального Аэрогидродинамического Научно Исследовательского института им. Жуковского (ЦАГИ), где на то время уже изучали характеристики самолетов со стреловидным крылом.

К проекту Ту-16 Туполев подошел с особым фанатизмом и примерял на него различные варианты компоновок самолета, которые ранее уже были опробованы в результате аэродинамических продувок.

-3

В конечном итоге была выбранаидеальная схема со стреловидностью в 35 градусов, а сам самолет разрабатывали под самые мощные на то время реактивные двигатели ОКБ-300 Микулина АМ-3, тяга которых составляла чуть более 8,5 тонн.

Бомбовый отсек самолета был размещен близко к центру масс, что сказывалось на незначительное изменение центровки после сброса бомб, а в варианте носителя ядерных бомб, бомбовый отсек получил систему обогрева.

Ту-16 имел мощное пушечное вооружение из четырех установок АМ-23 калибра 23-мм, которые обеспечивали эффективную оборону, значительно превосходящую всех однотипных самолетов того времени.

Также перспективный ядерный носитель был оснащен двумя герметичными кабанами, где размещался экипаж из 6-ти человек, для каждого из которых было предусмотрено катапультное кресло.

С этой машиной КБ Туполева много приходилось делать впервые, так это должен был стать первым массовым носителем ядерного оружия.

-4

Участники атомных испытаний рассказывали, что после воздействия ядерного взрыва, нижнюю обшивку самолета можно было проткнуть пальцем. В результате самолет получил принципиально новые элементы защиты, а сам фюзеляж покрывался термостойкой краской.

Первый опытный образец Ту-16 поднялся в воздух в 1952 году. Скорость этой машины превысила требуемую техническим заданием скорость и достигла 1050 км/ч. Однако, несмотря на это, первый опытный бомбардировщик государственные испытания не прошел.

Самолет оказался слишком тяжелым из-за чего показатели требуемой дальности оставляли желать лучшего. В срочном порядке в КБ Туполева было решено значительно облегчить второй вариант самолета, который тогда находился на этапе окончательной сборки.

На доводку второй машины ушло еще полгода, и уже весной в 1953 году самолет был передан на заводские испытания. На удивление комиссии оказалось, что конструкторам удалось снизить массу чуть более чем на 5 тонн, что и поставило точку в борьбе с основным конкурентом КБ Ильюшина. И уже в мае 1953 года специальным правительственным постановлением Ту-16 официально был принят на вооружение.

Это стало одним из уникальных примеров в истории мировой авиации, когда за счет ряда принятых мер, причем практически на «коленке», переходя от опытной конструкции самолета к серийной, на столько облегчить конструкцию самолета.

В завершении стоит отметить, что один из вариантов Ту-16 под обозначением H-6 до сих пор стоит на вооружении военно-воздушных и военно морских сил Китая, который в свою очередь является лицензионной копией советского самолета.

-5

Так же читайте на моем канале: Мультики закончились. Циркон поступит на вооружение через год

ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ