О том, что значительная часть артиллерийских орудий русской армии перед Первой Мировой войной была разработана французской фирмой «Шнейдер» известно многим. Также известно (а может и в первую очередь), что немалую роль в этом сыграла весьма известная в нашей стране балерина Матильда Кшесинская. Которую в советские годы мы знали по её особняку, с балкона коего вроде бы выступал в 17-му году Ленин. А потом был расположен музей Октябрьской революции, где многих юных жителей города принимали в пионеры. В последние же годы она стала известна благодаря громкому скандалу, возникшему по причине, что некоторые озабоченные личности отказывались верить в её интимную связь с последним русским императором.
Однако, я хочу к этому вопросу зайти с несколько иной стороны. Поскольку те серийные орудия, которые были разработаны фирмой «Шнейдер» знают многие. Но менее известны те орудия, которые во Франции разработали, но на вооружение русской армии не приняли.
Потому мы будем рассматривать именно всё то, что создавалось для русской армии с французской стороны.
Начнём с самого маленького, с горных пушек. Они были двух типов: лёгкие и тяжёлые. В лёгких для нас ничего интересного нет, а вот числе тяжёлых (Canon de montagne puissant) есть пушка 76.2 M.P.C. 2 bis. Это орудие создано по заказу русской армии и было принято в России под названием 3-х дюймовая горная пушка обр. 1909 года. Её ближайшие «сёстры» предназначались для армий Сербии, Черногории и Румынии.
Хочу обратить внимание, что тактико-технические характеристики орудий я привожу по данным фирмы «Шнейдер», и потому они могут отличаться от известных нам серийных русских орудий.
Смотрим далее и находим 105-мм горную мортиру (Mortier de montagne), O.M.105. Данное орудие разработано для русской армии, другие заказчики или покупатели в документах фирмы «Шнейдер» не фигурируют. Как известно, горных гаубиц или мортир такого калибра на вооружении нашей армии к началу Первой Мировой (да и Второй) войны не было. Эта 105-мм мортира (у нас именовалась гаубицей) испытывалась в России в 1915 году, но на вооружение принята на была.
В таких классах как десантные (Canon de débarquement) пушки фирма «Шейдер» для русской армии ничего не предлагала. Зато в Россию отправилась конная (Canon de cavalerie) пушка 3” P.D.13, которую отправили в 1912 году в Россию и даже приняли на вооружение как 3-дюймовую конную пушку обр. 1913 года. Но производство до начала Первой Мировой наладить не успели. Так и осталась русская армия без конной пушки. Аналогичные орудия были разработаны для бельгийской, сербской и итальянской армий, но, везде на вооружение приняты так и не были. Только в самой Франции в ходе Первой Мировой их запустили в производство.
Свою полевую пушку (Canon de campagne) фирма «Шнейдер» предлагала, но проиграла в конкурсе орудию Путиловского завода. Точных данных по пушке 3”P.D.6 в каталогах фирмы нет, потому ниже дам фото и характеристики её сербской «сестры».
Кстати, очень многие до сих пор путают 75-мм полевые пушки фирмы «Шнейдер» со знаменитой французской 75-мм пушкой обр. 1897 года (Matériel de 75mm Mle 1897). Надо заметить, что между этими орудиями нет ничего общего.
Когда в России в последние год-два перед войной пытались найти более мощную замену состоявшей на вооружении «трёхдюймовке», то фирма «Шнейдер», в числе прочих, предложила свою пушку с «повышенной дальностью стрельбы» (grand champ de tir) под названием 3”P.D.15. Орудие имело весьма своеобразную конструкцию лафета, что позволяло не только вести огонь с большим углом возвышения, но и иметь сектор обстрела в 20°. Пушка в России не понравилась, через много лет эти пушки были проданы Финляндии, где стреляли уже в нашу сторону.
Из более тяжёлых пушек, конечно, Canon de 42’’’ Longs, которая была принята на вооружение русской армии как 42-линейная полевая тяжёлая пушка обр. 1910 года. Аналогично орудия были созданы для сербской, итальянской и бельгийской армий, а потом и для самой Франции налажен выпуск. Так что «сестрёнки» нашей пушки много где воевали, особенно после Первой Мировой.
Однако, кроме всем известных пушек, про которые только что шла речь, фирма «Шнейдер» предлагала и более мощные варианты орудий калибром 105 и 120 мм. Пушку с повышенной дальностью стрельбы (grand champ de tir) разработали для итальянской армии, 120-мм пушку — для бельгийской, а вот пушка большой мощности (grand puissance) под индексом 42’’’G.P.S., как нетрудно догадаться по её калибру, могла бы пополнить артиллерию армии русской. Надо заметить, что ни одно из этих трёх орудий никто на вооружение не принял.
Ну и самой тяжёлой пушкой, которую фирма «Шнейдер» поставила в Россию, было орудие S.C.6”. У нас принято на вооружение как 6-дюймовая осадная пушка обр. 1910 года. Модернизации этой пушки привели в конце концов к появлению всем известной 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года.
Всё это были пушки, кроме горной гаубицы, а теперь переходим к гаубицам и мортирам.
Фирма «Шнейдер» на экспорт прилагала целую линейку полевых гаубиц калибром от 105 до 150 мм. Для России было предложено сразу два образца этих орудий: O.C.48’’’ и O.C.6” №3. Первая стала 48-линейной полевой гаубицей обр. 1910 года, а вторая — 6-дюймовой полевой гаубицей обр. 1910 года. Внешне их легко перепутать, особенно если смотреть по отдельности.
Кроме упомянутых выше, на экспорт предлагались и тяжёлые (по нашей терминологии осадные) гаубицы. Конкретно для России это была гаубица O.C.6” Bas. Индекс «Bas» означал пониженную линию огня, так как орудие было разработано в двух вариантах: с высоким и низким лафетом. В русской армии орудие приняли на вооружение под названием 6-дюймовая крепостная гаубица обр. 1909 года. Служила она верой и правдой очень долго, включая всю Вторую Мировую, поскольку создать ей достойную замену смогли лишь в 1938 году.
Для русской армии была разработана и гаубица большой мощности O.C.8”. Принята на вооружение под названием 8-дюймовая осадная и крепостная гаубица обр. 1913 года. Но промышленность подвела и ни одного орудия за войну в войска так и не поступило. Уже в советское время гаубицу модернизировали и приняли на вооружение под названием 203-мм гаубица обр. 1929 года. Но и это орудие мощь Красной Армии не особо усилило. История этой гаубицы пока ещё довольно смутная, но о её боевом использовании информации нет.
Интересно, что такая же гаубица с тем же калибром, изготовлена и для бельгийской армии. В Бельгии её на вооружение не принимали.
Для русской армии также была разработана и 9-дюймовая мортира Mortier de 9”. Опять же странно, что орудие такого калибра (исконно русского и более негде не встречающегося) было сделано и для Бельгии. Тем более странно, что в бельгийской армии были такие же мортиры, но привычного калибра 220 мм. Русская армия предложенную мортиру на вооружение не приняла вообще, зато французской армии (и бельгийской) эти 220-мм мортиры пригодились.
Ну и последнее орудие, это Mortier de 11”, разработанное специально для русской армии. У нас его приняли на вооружение под названием 11-дюймовая осадная мортира обр. 1912 года. Интересно, что французы тоже стали производить эту мортиру для своей армии, даже сохранив чисто русский калибр. Хотя, могли бы вроде и какой-то более «родной» взять, например, исторический 274 мм.
Такой вот получился обзор, надеюсь, он был полезен и интересен.
Рекомендую также для любителей артиллерии мою статью:
Артиллерия Швейцарии во Второй Мировой войне
Уважаемые друзья.
Я решил попробовать найти себе помощника. Задачей которого будет поиск и подготовка (техническая) необходимой информации. Пожелания следующие: достаточно свободного времени и желание узнать новое в военной истории, умение пользоваться компьютером и Интернетом, в идеале, умение работать с графикой и видео на начальном уровне. Место проживания любое, но если из Питера, то замечательно. Доходом поделюсь, но золотых гор точно не будет.
Обращаться на почту nwt@nweb.su