Найти тему
25,3K подписчиков

История о том как "Волгу" с "Москвичом" скрестили. И почему в результате появился "Запорожец"?

5K прочитали

История отечественного автомобилестроения очень запутана и витиевато заплетена. Часто инженеры заводов и крупнейшего научно-исследовательского коллектива НАМИ делали что-то на свой страх и риск. Даже при отсутствии финансирования они находили не только средства, но и возможности создавать нечто уникальное и ни на что не похожее. Дело в том, что руководство не только Минавтопрома, но и партийное руководство упорно не желало видеть в производственной гамме автозаводов машины с приводом на переднюю ось. Но то автозаводы, а вот специалистам из "Центрального научно исследовательского автомобильного и автомоторного института" могли позволить себе больше простора для творчества, именно так расшифровывается аббревиатура НАМИ.

Здание НАМИ. Фотография сайта nami.ru
Здание НАМИ. Фотография сайта nami.ru

Я уже писал о том, что первый прототип, а вернее несколько машин с разными кузовами и агрегатной базой автомобилей "#Москвич408" и "#ЗАЗ966" второго и в производстве то не было, было создано еще в начале 60-х годов. Великолепный и талантливейший инженер Борис Михайлович Фиттерман сумел пробить разрешение на работу. Это случилось в 1964 году. А уже через два года рабочий прототип вышел на испытания. Вы представляете какой титанический труд был проделан инженерами. Они буквально с ноля создали новую машину. Модель показывала лучшую управляемость и меньший расход бензина. Что бы облагородить конструкцию и придать ей товарный вид за дело взялся возглавлявший центр технической эстетики НАМИ Эрик Владимирович Сабо. Именно он придумал удивительно эстетичную машину с именем "Василек", да да именно так. Хотя по документам она называлась НАМИ 0101. Увы, дальше эскизов дело не пошло. Да и кому это было интересно? Ведь #СССР начал трудные переговоры с Турином, а именно с концерном #Fiat. При это встречное предложение от французского #Renault было отвергнуто. Хотя по проведенным тестам хэтчбек Renault 16 показал лучшие результаты.

Автомобиль "Василек" художник Эрик Сабо. Фотография сайта колеса.ру
Автомобиль "Василек" художник Эрик Сабо. Фотография сайта колеса.ру

НЕ смотря на то, что работали специалисты уже без должного финансирования, тем не менее они решили доказать несговорчивому руководству, что автомобиль с передним приводом может быть любого размера, да и по всем параметрам он будет превосходить автомобиль с классическим видом привода и классической же компоновки.

Автомобиль "Василек" художник Эрик Сабо. Фотография сайта колеса.ру
Автомобиль "Василек" художник Эрик Сабо. Фотография сайта колеса.ру

Они построили сразу несколько прототипов. Один на безе "Запорожца" ЗАЗ 966, причем с двумя моторами, с воздушным и жидкостным охлаждением, получил индекс 0137. Внешне он от "ушастого" отличался мало. Разве, что в передней части появился радиатор, а "уши" забирающие возку к мотору которого теперь сзади не было забрали крышками. Второй вариант 0132 они сделали на базе "#копейки" или #ВАЗ2101. Правда мотор взяли не отечественный и не итальянский. Просто для ускорения и продвижения работы. А вот третья машина вообще нарушала все нормы. Они покусились на святое, а именно на "Волгу" #ГАЗ24. Ее сделали в самом начале 70-х годов, и она получила индекс 0173. "Сердцем" этого автомобиля стал мотор от "#Москвич412", интересно, что расположен он был не поперечно, а продольно. Трансмиссию максимально унифицировали со стандартной "газовской". Все машины, не смотря на невысокую надежность, но ведь мы имеем дело с прототипами, а не предсерийными образцами, показали себя с лучшей стороны. Увы, не смотря на все старания они оказались никому не нужны.

НАМИ 0173. Фотография сайта колеса.ру
НАМИ 0173. Фотография сайта колеса.ру

Машина 0132 поехала в Тольятти. Но на ВАЗе велись свои разработки, о которых я рассказывал совсем недавно. А вот судьба двух других машин интересна. Что стало с вариантами "Запорожца" мне, честно говоря не известно. Но вот вариант "волжанки" для начала поехал в Горький(Нижний Новгород) . Где его благополучно разобрали и пустили в утиль. Но вот документацию и все наработки поехали в Запорожье.

ЗАЗ 1102 Таврия.  Фотография сайта колеса.ру
ЗАЗ 1102 Таврия. Фотография сайта колеса.ру

Воспользоваться ими инженеры ЗАЗ правда смогли лишь после получения официального технического задания на разработку, которое получили от Минавтопрома СССР только в 1978 году. Да и то, денег на это выделено не было. Все силы, впрочем как обычно, были пущены на создание ВАЗ 2108. Который и стал первый крупносерийным хэтбекщом с приводом на переднюю ось. А ЗАЗ 1102 Таврия выпустили много позднее в декабре 1987 года.

Вот так вот из "Волги"ГАЗ 24 и "Москвича 412" получился "Запорожец".

А какой автомобиль можно считать первым переднеприводным и серийным? Можно узнать тут

Многие спорят Ижевск или Тольятти были первыми? Ответ

Ну и конечно про ВАЗ 2108