Найти тему
Разговоры за хого

Хочу вашего мужа, или странная история из кабинета неудачника

Жил в Китае XVII века писатель по имени Пу Сунлин, который называл себя "неудачником". Не сложилась у него учёная и чиновничья карьера, хотя образования и таланта было не занимать. Да и писательским трудом он не мог заработать себе на жизнь, был простым секретарём, а позже - учителем. Произведения его впервые опубликовали только после его смерти. Но когда рассказы Пу Сунлина наконец дошли до читателей, те признали его литературным гением, сумевшим совместить изысканность и возвышенность классического стиля с изложением "простых" вещей, сюжетов народной поэзии.

Самое полное издание книги Пу Сунлина в России. Издательство "Петербургское востоковедение", 2000 г, перевод академика В. М. Алексеева.
Самое полное издание книги Пу Сунлина в России. Издательство "Петербургское востоковедение", 2000 г, перевод академика В. М. Алексеева.

Самая известная книга Пу Сунлина - сборник, состоящий из более чем четырехсот новелл, под названием "Странные истории из кабинета неудачника" (или, в другом переводе, Ляо Чжая). Сюжеты этих историй полны мистики и сверхъестественных существ и основаны на народных преданиях. "Странные истории" так полюбились читателям, что популярность их не угасает вот уже более трех веков! Так "неудачник" для современников оказался одним из самых успешных писателей для следующих поколений.

Особенно повезло рассказу о лисице-оборотне, натянувшей на себя раскрашенную женскую кожу. Его адаптаций в китайском кино насчитывается целых восемь штук! Среди них есть и полнометражные фильмы, и сериалы. Самыми знаменитыми из них стали два фильма с участием прекраснейшего актёрского трио: Чэнь Кунь, Чжоу Сюнь, Чжао Вэй.

Чжоу Сюнь и Чжао Вэй в фильме "Раскрашенная кожа: воскрешение"
Чжоу Сюнь и Чжао Вэй в фильме "Раскрашенная кожа: воскрешение"

Первый фильм, "Раскрашенная кожа", вышел в 2008 году, режиссёром его стал Гордон Чан. Сюжет его крайне прост: красавец-военачальник Ван Шэн в одном из походов спасает милую, беззащитную девушку Сяовэй и привозит к себе домой. А дома его встречает любимая и любящая жена Пэйжун. И они вместе образуют известную фигуру из трех углов: Сяовэй влюбляется в Ван Шэна, но тот любит супругу. По ходу дела выясняется, что есть ещё четвёртый и пятый углы: ещё один доблестный воин давно влюблен в Пэйжун, но она в свое время выбрала Ван Шэна. А оборотень Сяовэй любима своим собратом-демоном, собирающим для неё человеческие сердца.

Да, Сяовэй - не человек, а монстр, и Пэйжун с самого начала это подозревает. И не только она. Когда в окрестностях начинаются таинственные убийства, многие говорят Ван Шэну, что Сяовэй может иметь к ним отношение. Ведь лисы-оборотни в раскрашенной коже должны есть человеческие сердца, чтобы сохранять человеческий облик. Однако Ван Шэн не верит никому: ни жене, ни другу, ни профессиональной охотнице на демонов.

И вот тут в голливудском кино сюжет обязательно свернул бы на кривую дорожку мистики и хоррора👻. Под леденящие душу звуки саундтрека мы с замиранием сердца наблюдали бы, как монстр, сбросивший личину милой девушки, нападает во мраке ночи на ничего не подозревающих людей. Со всеми вытекающими последствиями, описывать которые не буду, алгоритм такое не любит😉.

Но у китайцев получилась изысканная и болезненно-красивая история любви. Даже те моменты, которые, по идее, должны быть страшными (например, Сяовэй, снимающая кожу), выглядят скорее необычно и даже по-особому эстетично. Да, она не человеческое существо, но это никак не влияет на её чувства к Ван Шэну.

Самый "страшный" момент
Самый "страшный" момент
Вообще, мне кажется, что тема сверхъестественного у китайцев обычно не сюжетообразующий элемент (как в западных ужасах, да и в японских, наверное, тоже), а такой традиционный фон. Мистические существа оказываются вовлечены в людские дела и заботы и испытывают те же чувства, что и люди. Поэтому они, хотя и могут быть реально опасными, настоящего страха не внушают.

Но что в этой истории показалось мне действительно странным - так это отношение к происходящему Пэйжун, любимой и любящей супруги. Когда Сяовэй открывается ей и прямым текстом заявляет: хочу, мол, вашего мужа, та что делает, как вы думаете? Даёт ей по смазливой мордочке? Нет, просто уступает ей любимого человека. Она готова уйти в тень и умереть бесславной смертью, лишь бы любимый был счастлив.

Разговор Пэйжун и Сяовэй
Разговор Пэйжун и Сяовэй

И тут чувствительная и романтичная зрительница пустила бы слезу умиления😢, но я, скептичный тёртый калач, почувствовала когнитивный диссонанс. А мужчину-то спросили, кого он, в конце концов, по-настоящему хочет? Дело ведь в том, что сам Ван Шэн не выказывал никакого явного предпочтения Сяовэй, в основном она на него вешалась, пользуясь своими нечеловеческими приёмами соблазнения, такими, например, как чары и наведенные сновидения. Нечестно играла, в общем. Понятно, что он слегка поддался - он же, в конце концов, лишь человек. И Пэйжун человек, чарами она не владеет. Так с какого же перепугу она поверила, что её муж искренне любит соперницу, а не просто попал под её магическое влияние? В общем, хотелось бы восхититься самоотверженностью Пэйжун, но критическое мышление, будь оно неладно, не даёт, а упорно видит на её месте глупость.

А вот кем я на самом деле восхищаюсь - так это Чжао Вэй, играющей роль Пэйжун. Я не могу сформулировать словами, что такое актёрское мастерство, обаяние, харизма, но могу просто указать на неё как на лучшую иллюстрацию этих понятий. Она не красавица, до той же Дильрабы ей далеко. Но она непередаваемо хороша. Её игра цепляет.

Чжо Сюнь в роли Сяовэй практически так же харизматична. Её лицо похоже на фасад здания, внутри которого скрывается тайна. У неё в принципе такое лицо - кажется, что играет она не столько с помощью него, сколько с помощью какой-то энергии, идущей изнутри. Нет, все-таки слова только запутывают. Им не передать очарования первоклассной актёрской игры. В общем, что хочу сказать: Чжоу Сюнь идеальна в роли той, которая внутри совсем не та, что снаружи.

Ну и на "десерт" у нас будет Чэнь Кунь😋. Он... шикарный. Ну вот просто такое слово напрашивается. Особенно когда с распущенными волосами, да в откровенных сценах... Это горячо🔥 (см. фото ниже). Он, безусловно, великолепный артист, и тут в первую очередь надо говорить о харизме героя первого плана. Она просто зашкаливает. Кстати, впервые я увидела его ещё лет 15 назад, и ещё тогда сделала вывод, что у китайцев есть очень красивые актёры. Так что нынешним интересом к китайскому кино я во многом обязана именно ему.

Сейчас я повидала уже множество китайских актёров разных возрастов и знаю, что это правда, многие из них ослепительно красивы🤩. Но Чэнь Кунь до сих пор в топе. В его внешности и манере игры есть особенная чувственность, которая выделяет его среди многих.

Фильм имел большой успех не только в Китае, но и за рубежом. Чэнь Кунь и Чжао Вэй получили награды на нескольких азиатских фестивалях. А в 2012 году был снят сиквел "Раскрашенная кожа: воскрешение", с теми же актёрами. Хотя режиссёр сменился: на этот раз им стал У Эр Шань. И фильм получился ещё красивее первого. И графика в нем уже заметно качественнее, а художественная концепция ещё эстетичнее.

Актёры все те же, но отношения между персонажами складываются немного иначе. Это новая история о Сяовэй, которая происходит несколько столетий спустя. Лиса-оборотень проводит эти годы в замерзшем озере, отбывая наказание за любовь к человеку. Но её спасает птичка-демон (молодая Ян Ми). Сяовэй продолжает свою демоническую карьеру, однако теперь ей хочется стать человеком, чтобы испытывать человеческие ощущения.

Чжао Вэй и Чэнь Кунь в фильме "Раскрашенная кожа: воскрешение"
Чжао Вэй и Чэнь Кунь в фильме "Раскрашенная кожа: воскрешение"

И, конечно же, она вновь встречает мужчину с внешностью Чэнь Куня. На этот раз он даже вроде бы не женат, но и не одинок: есть женщина, которая считает его своим. Это воинственная принцесса, скрывающая изуродованное лицо под маской. Отношения с ней можно охарактеризовать фразой "все сложно": простой воин и принцесса - по определению не пара. Плюс ещё у принцессы проблемы с внешностью: страшные шрамы её совсем не украшают.

И она решается на договор с демоном, которого теперь интересует не столько любовь, сколько человеческое сердце в свое личное пользование. Дальше следуют настолько красивые, чувственные и высокохудожественные кадры с взаимодействием двух актрис, что я чуть было их не зашипперила😊. Нет, ну в самом деле, они так прекрасны вдвоём - кажется, что никакой мужчина им как бы уже и не нужен.

Необыкновенно чувственное взаимодействие двух актрис в кадре
Необыкновенно чувственное взаимодействие двух актрис в кадре

А смысл фильма, как я поняла, примерно в следующем: бывает так, что мужчина любит сердцем одну женщину, а глазами - другую. Но глаза легко обмануть, а сердце - нет. Когда воин Хо Синь понимает, что держит в объятиях не ту, чья красота околдовала его на миг, а ту, кого на самом деле он любил уже очень давно, он лишает себя зрения. Вывод: глаза мужчине не так уж и нужны😆. Но вообще, смысл для меня остался как-то на втором плане, потому что это кино - чистая эстетика: забудьте о смысле и любуйтесь необыкновенно красивыми кадрами, из которых весь фильм, в общем-то, и состоит.

Так что тем, кто еще не смотрел дилогию о раскрашенной коже, очень советую. А кто смотрел, поделитесь: какой фильм больше понравился? И кто из актёров запомнился? Жду обсуждения.