Найти тему
Сталкер

Большие люди в высокорейтинговом многосерийном фильме "Волк"

Участие в фильме блестящего Сергея Маковецкого - почти гарантия, что такое кино можно и нужно смотреть - качество сценария, режиссуры и актёрской игры в таком случае практически всегда достаточно высокое, а содержание - интересное и полезное. Многосерийный фильм (попробуем избежать не внушающего уважения понятия "сериал") "Волк" годичной давности создания - очередное тому подтверждение. Бывает кино, которое нравится во всех или почти во всех отношениях, но проходит время, и ты о нём начисто забываешь, даже название теряется в памяти. А иногда смотришь фильм с чувством некоторого неприятия, он пробуждает противоречивые чувства и зачастую наводит грусть и тоску, вызывает тревогу, но по прошествии времени хорошо его помнишь, и переживания, которые он принёс - почему-то долго хранятся где-то в глубине твоей души.

"Волк" явно из второй категории. Он в детективной форме рассказывает о загадочной смерти двух влюблённых старшеклассников, детей высокопоставленных родителей в июне 1943 года на Каменном мосту в Москве. Расследование ведётся в наше время - история смерти молодых людей до сих пор покрыта тайной. Детектив запутанный и увлекательный, но не в этом главное дело фильма. Главное дело - в высокой степени незаурядности его героев. Это сама высокоразвитая, широко образованная пара школьников, это неоднозначный по своим качествам киллер (блестяще сыгранный Артуром Смольяниновым в молодости и Виктором Проскуриным в старости), это ярко показанные умные и циничные вожди СССР, интеллектуальные дипломаты того времени, более мелкие, но не менее колоритные персонажи.

Многосерийка в целом довольно мрачна и депрессивна, но лучики света, исходящие от некоторых героев всё-таки периодически согревают и дают надежду. Лучи совести, доброй памяти, любви, которых в фильме предостаточно (даже кончается картина словами: "это так просто - помнить и любить") - это то, что отличает хорошее, настоящее отечественное кино.

А уж стойкие оловянные солдатики, которыми увлекались герои фильма и которые стали путеводной линией сюжета наводят только на добрые воспоминания о собственном детстве.

-2

Безусловно, исторические фантазии авторов многосерийки порой чересчур смелы, и рьяные поборники "исторической правды", а также апологеты советского времени не могут не возмутиться представленными в нём фактами и взглядом на наше прошлое, но какое художественное произведение может быть без художественного вымысла? Как говорит уважаемый кинорежиссёр Владимир Хотиненко: "в произведении может быть только художественная правда".

Художественная правда, на мой взгляд, в "Волке" есть. Прежде всего, правда о человеке и его сущности. Да и страшные нюансы сталинского времени всё же трудно начисто отрицать. Высокие рейтинги фильма это только подтверждают.

А о лучших отечественных сериалах подробно рассказано в одной из глав моей книги "Необыкновенное чудо, или Национальные особенности нашего кино".