Всем привет. Многим писателям ввод героя кажется сложным. Первая глава переписывается по сто раз, дозировка сведений о герое меняется, что греха таить – иногда меняется сам герой☺. Беде помочь можно: я рассказывал, что есть эффективная формула ввода персонажа.
Однако есть еще одна проблема ввода: первая глава превращается в дособытийную биографию героя, как правило, с рассказыванием, а не показыванием. Даже если книга начинается интересно, то затем длинное повествование о герое становится скучным. Начитавшись теории о том, как описать героя, автор стремится сразу вывалить всю информацию на голову бедного читателя. Да, и в моем досье на персонажа позиций много, но, повторюсь, важнее не что, а как.
Итак, на столе препаратора… литератора роман А. Дюма «Три мушкетера». Простите, без "много букф" не обойдусь.
Как вы помните из предыдущей статьи – великий Дюма умудрился в 1-й главе поведать читателю информацию о герое по 32 позициям досье из 40. То есть он сообщил то, что посчитал необходимым для ввода героя. Как же он реализовал формулу? Самое простое – посмотреть на реализацию через форму и содержание.
КОМПОЗИЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ СХЕМА ВВОДА ГЕРОЯ ПО А. ДЮМА
В формуле необходимости я на сей раз раскрашу элементы. Зачем? Важно понять, на каком элементе формулы Дюма делает акценты:
В 1-й главе романа 14 важных эпизодов. В каждом из них реализовано что-то из досье на героя.
У нас с вами две цели:
► посмотреть, какой элемент формулы необходимости А. Дюма поставил на первое место в каждом эпизоде;
► посмотреть, в какой форме даны эпизоды и в какой последовательности.
Знаете, если вы не просто прочитаете статью, а внимательно все отследите, то увидите, как сухая теория отражается в практике писательства, запомните прием и будете использовать.
Изучите схему ниже. Понятно, что в каждом эпизоде так или иначе отражается вся формула, но один из элементов писатель считает главным – это я показал в первой линии с цифрами.
Обратите внимание
► что на 1 месте – вызов эмоции;
► 2 место поделили общая цель и цель писателя;
► что акцент на общей цели сделан в самом начале, закреплен в середине и усилен к концу главы;
► что писатель тут же добавляет к общей цели свою, а в конце усиливает ее;
► что он не забывает о вызове эмоций у читателя, все время их усиливая.
И конечно, нам интересны не цифры, нам интересно
► чем каждый эпизод отличается по форме и смыслу;
► какой элемент досье реализуется в каждом эпизоде;
► и каким образом.
Эпизод 1
> По форме: привлечение внимания.
> Содержание: вступление, начало, странный ажиотаж жителей г. Менга. Читатель заинтригован – что же случилось?
«…устремлялись к гостинице "Вольный мельник", перед которой собиралась густая и шумная толпа любопытных, увеличивавшаяся с каждой минутой».
«…первый понедельник апреля 1625 года…»
Эпизод 2
> Ввод героя, контраст.
> Появление героя и его коня. Дается портрет героя, в котором важна отсылка-сравнение к Дон Кихоту. Читатель понимает, что смеются не над героем, а над конем. Первый «звоночек» к сочувствию.
«Молодой человек... Постараемся набросать его портрет: представьте себе Дон-Кихота в восемнадцать лет…»
«Это был беарнский мерин лет двенадцати, а то и четырнадцати от роду, желтовато-рыжей масти, с облезлым хвостом и опухшими бабками».
Эпизод 3
> Вставка – размышление героя.
> Д′Артаньян осознает, почему люди смеются, и с достоинством это принимает. Он гость в этом городе. Сочувствие читателя усиливается. «…он не пытался скрыть от себя, насколько он – каким бы хорошим наездником он ни был – должен выглядеть смешным на подобном коне».
Эпизод 4
> Вставка-ретро.
> Отец отправляет сына к господину де Тревилю, дав ему 15 экю, коня, шпагу, письмо и ценные советы. Прощание героя с матерью, получение рецепта целебного бальзама. С одной стороны, в контексте сказочный зачин с получением «волшебных» предметов, знакомый читателю, потому всегда интересный. С другой – показ героя как любящего и уважающего родителей сына. Слезы героя «растапливают» сердце читателя, он уже начинает сопереживать.
«…поддерживайте ради себя самого и ваших близких честь вашего дворянского имени, которое более пяти столетий с достоинством носили ваши предки».
«…как ни старался он сохранить выдержку, достойную будущего мушкетера, чувства взяли верх, и он пролил много слез, которые ему удалось — и то с большим трудом — лишь наполовину скрыть».
Эпизод 5
> Вставка – авторское описание характера героя, контраст с эпизодом 4.
> Самое время на контрасте поведать, что в характере героя на первом месте далеко не сентиментальность.
«Д′Артаньян каждую улыбку воспринимал как оскорбление, а каждый взгляд — как вызов».
Эпизод 6
> Провокация, начало конфликта.
> Встреча д′Артаньяна с ехидным незнакомцем, а читатель уже полностью на стороне героя и переживает за него. Герой нравится.
«Д′Артаньян прежде всего пожелал рассмотреть физиономию наглеца, позволившего себе издеваться над ним».
«Д′Артаньян все это уловил с быстротой тончайшего наблюдателя, возможно также подчиняясь инстинкту, подсказывавшему ему, что этот человек сыграет значительную роль в его жизни».
Эпизод 7
> Главное событие, конфликт.
> Первая дуэль-схватка д′Артаньяна. Читатель погружен в действия. Детали добавляют герою симпатичности.
«Но не таков был Д′Артаньян, чтобы отпустить человека, имевшего дерзость насмехаться над ним».
«Но незнакомец еще не знал, с каким упрямцем он имеет дело. Д′Артаньян был не таков, чтобы просить пощады».
Эпизод 8
> Результат первого конфликта.
> Д′Артаньян проиграл схватку. Незнакомцу помогли, читатель видел все, потому возмущается, негодует и с нетерпением ждет, когда герой очнется.
«…наконец молодой гасконец, обессилев, выпустив из рук шпагу, которая переломилась под ударом палки. Следующий удар рассек ему лоб, и он упал, обливаясь кровью и почти потеряв сознание».
Эпизод 9
> Связь персонажа с героем.
> Незнакомец, подозревая гасконца в слежке, выведывает многое о д′Артаньяне и похищает письмо отца. А читатель-то знает, что герой честен, благороден, потому сразу зачисляет незнакомца во враги д′Артаньяна и переживает еще больше, зная, насколько письмо важно.
«– Это сущий дьявол! – воскликнул незнакомец».
«Вот так штука! – подумал хозяин. – Уж не испугался ли он мальчишки?»
Эпизод 10
> Связь персонажа с героем.
> Приезд Миледи. Новый персонаж настораживает читателя, поскольку Миледи связана с незнакомцем, который уже воспринимается как враг. Интрига нарастает.
«Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до самых плеч, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками».
Эпизод 11
> Кульминация главы.
> Очнувшийся д′Артаньян оправдывает ожидания читателей, бросая новый вызов обидчику. Читатель испытывает почти восторг от поступка героя, в то же время настораживается – ему тревожно, что герой заинтересовался Миледи, которая пока непонятна.
Эпизод 12
> Следствие кульминации.
> Незнакомец и миледи уезжают, чем вызывают некоторое облегчение у читателя.
«– Трус! Подлец! Самозваный дворянин! – закричал д′Артаньян!»
«Но зато она какая красавица!»
Эти два эпизода перемешаны между собой.
Эпизод 13
> Развязка, «ружье», «крючок».
> Герой в гостинице выведывает информацию о незнакомце, который еще в 6 эпизоде обозначен как враг.
«Несомненно, что никто из находившихся в гостинице проезжих, никто из слуг не мог бы извлечь какие-либо выгоды из этого письма.
« – Итак, вы сказали, что подозреваете этого наглого дворянина? – переспросил д′Артаньян».
Эпизод 14
> Обобщение, анонс 2-й главы.
> Герой в Париже, в гостинице, ему предстоит встреча с господином де Тревилем. «Да как же без письма? И вообще с таким характером?» – переживает читатель.
Посмотрите, какая цепочка получается:
В главе
► все логично, отражены причинно-следственные основы происходящих событий, что обеспечивает достоверность,
► мастерски прописаны интриги в начале и в конце,
► ретро-вставка занимает именно то место, какое должно,
► прием контраста усиливает эмоции,
► а прием гиперболизации в показывании черт характера, почти афористические фразы акцентируют внимание читателя.
► Все эпизоды небольшие по объему – отсюда динамика, на их фоне эпизод 9 кажется затянутым. На самом деле – это своеобразная лакуна отдыха читателя от напряженных событий, и к концу эпизода он уже свеж как огурчик и хочет продолжения.
► Даны вводы не только героя, но и персонажей (Рошфор, Миледи, трактирщик), дана массовка, дано упоминание о персонажах, которые появятся. То есть на 8 страницах 1-й главы есть представители всех групп персонажей.
Много еще можно сказать только о первой главе романа «Три мушкетера», но есть еще и другие приемы ввода героя в произведение, в том числе в рассказ. И здорово, что читатели статей задают интересные вопросы и побуждают меня поразмышлять тоже. Я вернусь к этой теме через пару-тройку дней.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература