Найти тему
Кот Баюн

Первая смута в Империи Ахеменидов

«История вступления Дария на престол Кира окутана почти такой же неопределенностью, как и история смерти Камбиса, сына Кира.рассказ Дария в «Бехистунской надписи» предоставляет нам лишь фрагментарный эскиз того, что, как мы можем догадываться, являлось в высшей степени сложным комплексом обстоятельств, окружавших смерть Камбиса, восстание Бардии/Гауматы и реставрацию Дарием «надлежащего» порядка в центре царства. Нет почти никаких сомнений, что за конфликтом между Гауматой и Дарием скрываются, помимо чисто династических, также и другие аспекты: религиозные, социальные, экономические и более значительные — политические …» Кембриджская история Древнего мира.

Другие статьи из серии « Империя Ахеменидов. Камбис II»:

Начало царствования Камбиса II

Египетский поход Камбиса II

Камбис II на египетском троне

Камбис II, попытка завоевания Африки

Камбис II, царское безумие

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.
Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.

В конце 524 г. до н.э. Камбис вернулся из «нубийского похода» в Египет, где многие уже считали его погибшим. Долгое отсутствие царя и слухи о его смерти подстегнули активность местных «борцов с режимом», в стране начались волнения. После возвращения в Мемфис Камбис начал жестко, «в духе времени», наводить порядок в подвластной стране. Лишения военных походов и постоянный стресс, связанный с руководством огромной державой постепенно подтачивали душевное здоровье персидского царя. Он начинает злоупотреблять алкоголем и под его влиянием порой совершает бессмысленно-жестокие поступки. Эти инциденты, а также жестокость и злоупотребления, неизбежно сопровождавшие подавление бунтов, вызывают слухи о безумии Камбиса. Разумеется, тут же находятся «доброжелатели», например египетские жрецы, творчески дополняющие подобные сплетни и способствующие их распространению.

С течением времени, наиболее талантливые образцы подобного «фольклора» станут легендами и даже войдут в сочинения Геродота (подробнее ЗДЕСЬ: Камбис II, царское безумие), став таким образом, прекрасным образцом искусственного формирования «альтернативной реальности». Более-менее успокоив «народные волнения», Камбис отправился в Персию, оставив править Египтом сатрапа Ариандеса. Незадолго до отбытия, или даже в пути, он получил неутешительные вести с родины. Трехлетнее отсутствие царя «не прошло даром», в метрополии произошел мятеж и человек, назвавшийся Бардией, сыном Кира Великого, объявил себя царем Персидской империи. История «восстания Бардии» или как его обычно называют «восстания Гауматы», представляет собой самый настоящий античный детектив с несколькими убийствами, предполагаемой подменой личности и благородным героем, который при ближайшем рассмотрении может оказаться коварным убийцей. В общем, «запаситесь попкорном» и наслаждайтесь!

Налоги не любили платить уже задолго до нашей эры
Налоги не любили платить уже задолго до нашей эры

К моменту начала событий, которым посвящена данная статья, Ахеменидская Персия, с некоторыми промежутками, воевала уже тридцать один год. Война, начавшаяся как «освободительный поход» против господства мидийского царя над Персией, превратилась в череду территориальных захватов. Несмотря на военные успехи, жизнь «изменилась к лучшему» для совсем небольшой части населения, в основном для тех, кто и раньше не бедствовал. Все новые победы обогащали аристократов и торговцев, кое- что «перепадало» профессиональным воинам, для остального же населения войны империи оборачивались разорением хозяйства и новыми тяготами. И это в «привилегированной» Персии, где население, освобожденное от большинства видов «оброка», должно было «только» служить в царском войске!

Положение большинства «рядовых» жителей других областей империи, отягощенных налогами и поборами в пользу персидского царя, вынужденных нести службу в «чужой» армии и отрабатывать различные «натуральные» повинности, было еще тяжелее. Разумеется, не все жили «плохо», во все времена, люди демонстрировали чудеса приспособления к окружающим реалиям. Но «египетская кампания» Камбиса чрезмерно затянулась, непрерывно поглощая деньги и людей. А поборы «на военные нужды» сопровождались безумным количеством злоупотреблений. Царь и его двор были заняты далекой войной, и должный контроль «на местах» за имперскими чиновниками отсутствовал. И население империи не выдержало, в Персии и других областях начались волнения, направленные против Камбиса. Как сообщает официальный источник – «Бехистунская надпись»: «… Когда Камбиз отправился в Египет, народ возмутился, и было великое зло в стране, и в Персии, и в Мидии, и в других странах ...».

Персидский царь. Поскольку внешнего облика Бардии не сохранилось, будем считать, что это он.
Персидский царь. Поскольку внешнего облика Бардии не сохранилось, будем считать, что это он.

Довольно быстро появился лидер, оседлавший «волну народного гнева» и заявивший свои права на престол Империи Ахеменидов, он именовал себя Бардией, сыном Кира Великого. «Технические подробности» занятия им престола не сохранились, но известна точная дата, когда он публично объявил о своих претензиях на верховную власть: «… Он восстал в Пишияуваде, у горы по имени Аракадриш. Это было в 14-й день месяца вияхна (11 марта 522 г. до н. э.), когда он восстал …» Бехистунская надпись. Население империи уже разочаровалось в Камбисе и не ждало от него ничего хорошего в будущем, поэтому с энтузиазмом восприняло известие о появлении «нового царя», который «… успел даровать всем своим подвластным великие милости … он разослал вестников ко всем подвластным народам, объявив освобождение от податей и военной службы на три года …» Геродот. Об этих «милостях» Бардия официально объявил сразу после вступлении на престол. Но надо думать, он не скрывал своих намерений и ранее, что способствовало быстрому росту его популярности в империи.

Уже через месяц, жители Вавилонии начинают клясться при заключении сделок «Белом, Набу и Барзией, царем Вавилона, царем стран», хотя Камбис был еще жив. Подобные таблички обнаружены археологами в Вавилоне, Сиппаре и Уруке. Некоторое время документы датировали вразнобой, в зависимости от личных предпочтений, кто-то отсчитывал года от начала царствования Камбиса, кто-то от Бардии. Но уже к середине апреля жители Вавилонии определились в своих симпатиях и последним договором, датированным «от начала царствования Камбиса», стала табличка от 23 нисана (18 апреля 522 г. до н.э.) из предместья Вавилона Шахрину. К середине лета Бардию признала царем уже большая часть населения. Историки предполагают, что в Пасаргадах, по древнему обычаю, была проведена церемония его коронации, и он возглавил Персидскую империю уже официально. «… весь народ взбунтовался и перешел от Камбиза к нему, и Персия, и Мидия, и другие страны. Он захватил царство. Это было в 9-й день месяца уармапада (2-го июля 522 г. до н. э.), когда он захватил царство. Вслед за тем Камбиз умер своею смертью …» Бехистунская надпись.

Похороны царя
Похороны царя

Как уже сообщалось в начале статьи, о восстании Бардии Камбис узнал незадолго до своего отбытия из Египта. Согласно Геродоту, глашатай и вовсе застал его в сирийском городе Акбатаны. «… страшно подавленный всем этим несчастьем, Камбис вскочил на коня и решил немедленно выступить в поход на Сусы против мага (выдававшего себя за Бардию). А когда царь вскакивал на коня, отпал наконечник ножен его меча и обнаженный меч рассек ему бедро. Рана была в том самом месте, куда он прежде сам поразил египетского бога Аписа. Камбис решил, что рана смертельна …». Камбис страдал от раны двадцать дней, после чего позвал приближенных и продиктовал им свое «политическое завещание. Долгая речь окончательно истощила его силы и «… скончался Камбис, сын Кира, пораженный сухой гангреной в кости, когда [от воспаления] омертвело бедро». Вечный оппонент Геродота – Ктесий Книдский в данном случае описывает похожую ситуацию: «(Камбис) ради забавы стругая ножом ветку, неудачно повредил подколенное сухожилие и скончался на одиннадцатый день …».«Бехистунская надпись» описывает смерть персидского царя несколько двусмысленной фразой, которая в различных переводах довольно сильно изменяет смысл: умер от «нанесенной самому себе раны», умер от «своей собственной руки», «умер своею смертью».

Фактически смерть Камбиса до сих пор остается загадкой, достоверно о ней почти ничего не известно. Даже название места, где персидский царь покинул наш мир вызывает вопросы. Геродот, наиболее близкий по времени к произошедшему источник, сообщает что Камбис скончался в сирийском городе Акбатаны (Экбатаны). Однако о существовании города с подобным названием в древней Сирии нам ничего неизвестно. Иосиф Флавий считал, что Камбис скончался в Дамаске, современные историки предполагают, что это был Хамат, но бесспорных аргументов в пользу своей версии привести не может никто. И, тем более, нам неизвестно, была ли смерть Камбиса несчастной случайностью или рассчетливым убийством. Вроде бы «Бехистунская надпись» вполне определенно сообщает о несчастном случае или, даже, самоубийстве. Но как-то не верится в отсутствие «криминала», слишком уж «вовремя» Камбис ножичком порезался. Историки гадают об истинных причинах смерти персидского царя со времен античности, но к единому мнению так и не пришли. Безвременная кончина правителя сильнейшего государства VI в. до н.э. остается неразгаданной загадкой и по сей день.

Торжественный выезд персидского царя
Торжественный выезд персидского царя

Известно, что тело Камбиза было доставлено в Персию, Бардия не припятствовал этому. Но неизвестно, где оно было похоронено. Существует предположение, что незаконченная царская гробница в Тахт-и Рустам, близ Персеполя строилась для Камбиса. Но она так и не была закончена и не использовалась по назначению. Тем временем, Бардия продолжал свое царствование, начавшееся с народных волнений, оно протекало на удивление спокойно. Нам известно крайне мало о деятельности Бардии, но «Бехистунская надпись» упоминает о разрушенных по его указанию храмах и об отнятых у «народа» фамильных владениях, скоте и домашней челяди (возможно домашних рабах). Под «народом» здесь, как и обычно в сочинениях древности, подразумеваются «лучшие люди» - родоплеменная знать, жречество, наиболее зажиточные общинники.

«Возвышение Бардии» стало результатом действия сразу нескольких групп населения империи, которые возвели его на трон, пытаясь реализовать свои цели. Наиболее ясны и понятны мотивы наиболее многочисленной группы его сторонников – «простых людей», не заморачивающихся тонкостями политики, а просто пытающихся «свести концы с концами». Их недовольство окружающей действительностью и последовавшие волнения, запустили процесс смены власти, о чем писалось в начале статьи. Удивительно, но Бардия свои «предвыборные обещания» хотя бы частично выполнил. Кроме освобождения от военной службы и податей, было произведено некоторое перераспределение материальных благ в пользу рядовых общинников, за счет родо-племянной верхушки. Таким образом Бардия ослаблял своих главных противников – родовую аристократию и одновременно заручался поддержкой общинников, отыгрывая «доброго царя».

Сражение персов и мидийцев при Гирбе, 552 г. до н. э. Кир II, пока еще не Великий, лично возглавляет конную атаку. Художник Энджел Гарсиа Пинто (Angel García Pinto)
Сражение персов и мидийцев при Гирбе, 552 г. до н. э. Кир II, пока еще не Великий, лично возглавляет конную атаку. Художник Энджел Гарсиа Пинто (Angel García Pinto)

О событиях, последовавших за смертью Камбиса начали писать еще в древности. Что характерно, большинство античных историков, коснувшихся этой темы, считали восхождение Бардии на трон равносильным возвращению власти в империи в руки мидийцев и началу реставрации Мидийского царства. Не зря же «отец истории» вкладывает в уста умирающего Камбиса следующий страстный монолог: «... я хочу затем высказать вам, персы, перед смертью мою последнюю волю — то, что лежит тяжелым камнем у меня на сердце. И вот я наказываю вам, заклиная нашими царскими богами всех вас и, прежде всего, вас, здесь присутствующие Ахемениды: не допускайте, чтобы власть снова перешла к мидянам! Но если они захватили власть коварством, то и вы также должны вырвать ее у них коварством; если же они добыли власть силой, то и вы также отвоюйте ее у них силой оружия ...».

Битва у Пасаргад между персами мидийцами, переломившая ход войны. Художник Джузеппе Рава (Giuseppe Rava)
Битва у Пасаргад между персами мидийцами, переломившая ход войны. Художник Джузеппе Рава (Giuseppe Rava)

С момента последнего сражения между мидийцами и персами прошло всего лишь двадцать восемь лет. Еще были живы многие участники той войны, превратившей мидийцев из «титульной нации» великой империи в подданных персидского царя, некогда бывшего вассалом их отечества. «Страсти еще не улеглись» и ветераны сражений с Киром Великим прекрасно помнили сами и не давали забыть другим, что побеждены они были не силой и доблестью персов, а изменой Гарпага и его подельников. Желающих «переиграть» события не столь уж давнего прошлого в Мидии было предостаточно. Ради возвращения былой славы своей страны мидийские «реваншисты» были готовы присягнуть кому угодно. А Бардия, по сведениям Ксенофонта, как раз и был сатрапом Мидии и Армении, так что время и возможности для заключения союза с мидийскими «националистами» у него были в избытке. Правда, документы не сообщают ничего о тех или иных действиях Бардии, которые можно было бы расценить как попытку сделать Мидию превелигированной частью империи. От податей и воинской повинности были освобождены все области в равной степени, этот шаг нового царя был направлен скорее на уменьшение напряжения внутри державы, чем на дарование кому-либо превилегий. Но кто знает, какими были тайные договоренности?

Наконец, у Бардии была еще одна очень влиятельная «группа поддержки», обладающая огромным влиянием в Империи Ахеменидов, и особенно в Мидии. Если до сих пор сюжет нашего повествования развивался в детективно-авантюрном направлении, то название этих союзников нового царя Персии заставляет вспомнить о «фэнтези». Это было могущественное мидийское племя магов, подарившее свое название популярным персонажам развлекательной литературы. Бардия был настолько близок с этими мидийскими «кудесниками», что его считали одним из них, выдававшим себя за сына Кира Великого, во всяком случае так утверждали его враги. Но о роли магов в судьбе Персидской империи мы поговорим в следующий раз. Тем более, что в наше повествование вот вот ворвется бравый ветеран «региональных конфликтов» Дарий и история внутриперсидского конфликта приобретет оттенки, знакомые нам по фильму «Рэмбо. Первая кровь».

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«История. Книга вторая. Евтерпа» Геродот

"История Персидской империи" Альберт Олмстед

"История Мидии" И.М. Дьяконов

"История Мидии" И.Г. Алиев

Персидский воин из отряда Бессмертных. Художник Звонимир Грабчик (Zvonimir Grbasic)
Персидский воин из отряда Бессмертных. Художник Звонимир Грабчик (Zvonimir Grbasic)

Другие статьи из серии « Империя Ахеменидов. Камбис II»:

Начало царствования Камбиса II

Египетский поход Камбиса II

Камбис II на египетском троне

Камбис II, попытка завоевания Африки

Камбис II, царское безумие

-10