Найти в Дзене
Marga: просто история

Алёна: ведунья, вставшая за Стеньку Разина

Мужское платье она натянула поверх монашеского облачения. Собиралась недолго. Ни к чему ей это. Только бы волосы были покрыты, да одеяние не сковывало движения. И вот - готова. Постояла, подумала, подошла к иконе: ей было о чем просить и за что молиться. Наконец, поклонившись в пол, Алена выпрямилась. Последний раз оправила одежду. И двинулась к выходу. Ей оставалось лишь взять оружие - лук, колчан со стрелами, саблю...Оружием она владела прекрасно, и в тяжелый момент оно должно было ей помочь.

Об Алене Арзамасской-Темниковской, сподвижнице предводителя крестьянского восстания Степана Разина, сведений сохранилось мало. Лишь легенды да былины, что передают обрывочные сведения об этой женщине, уверенной в своей правоте.

Известно, что родилась она в семье крестьянина в казачьей Выездной слободе, что под Арзамасом. Замуж ее отдали совсем еще девчонкой, за мужчину намного старше нее. Не сложилась семейная жизнь: вскоре после замужества осталась Алена вдовой. И крестьянская жизнь тяжела, а уж вдовья и подавно. Тем более, что, по бедности своей, работала Алена на купца, а уж тот стал приглядываться к юной красавице. Когда поползновения купца стали настойчивее, не выдержала женщина: пошла на поклон к его законной жене с просьбой о заступничестве. Та на мужа повлиять не могла, а вот Алене помочь обещалась: определила ее в монастырь, уплатив за нее взнос.

Изображение использовано в иллюстративных целях. "За монастырской стеной". худ. А.М. Шилов. 1991 г. Источник: сайт "Галерея Александра Шилова"
Изображение использовано в иллюстративных целях. "За монастырской стеной". худ. А.М. Шилов. 1991 г. Источник: сайт "Галерея Александра Шилова"

В монастыре Алене пришлось непросто. Характер у нее был прямой и правдолюбивый, она не терпела несправедливости, была строга и к себе, и к другим. Оттого не приняла ни жесткой иерархии, ни сословности, ни строгости регламентированной жизни. Близких подруг она не приобрела, и душа ее не успокоилась. Зато Алена с рвением познавала новое: научилась грамоте, разобралась в науке врачевания. Да не просто разобралась, самые тяжелые раны лечить стала и всё травками да корешками всякими.

Изображение использовано в иллюстративных целях. "Первая зелень". худ. А.М. Шилов. 1991 г. Источник: сайт "Галерея Александра Шилова"
Изображение использовано в иллюстративных целях. "Первая зелень". худ. А.М. Шилов. 1991 г. Источник: сайт "Галерея Александра Шилова"

Долго ли Алена пробыла в монастыре до тех пор, пока не грянул 1669 год, доподлинно неизвестно. Но именно в то время, она покинула монастырь, состригла волосы и взяла в руки оружие. Среди местных крестьян она была хорошо известна, ее уважали за ее умения, прислушивались к ее словам. Оттого ей не составило труда собрать отряд человек в 200. Слухи о людях, собираемых Аленой, распространялись быстро. Когда она вместе со своим небольшим воинством двинулась от Арзамаса к городу Темникову, под ее начало стали стекаться те, кто готов был бросить вызов местной власти. Тем более, что настроения подогревались историями об успехах Стеньки Разина, вставшего против "засилья бояр и дворян", к которому рассчитывала примкнуть беглая монахиня.

27 сентября 1670 года Алена со своим изрядно увеличившимся отрядом участвовала в захвате Темникова. Удача была на ее стороне: город пал. Заняв резиденцию бежавшего воеводы, Алена вместе с атаманом Федором Сидоровым управляла городом, в стенах которого разместилось ее пестрое воинство: среди мужчин она по-прежнему пользовалась большим авторитетом. Тем более, что о ней ходили таинственные шепотки: мол, слово знает, боль заговаривать умеет.

Стенька Разин. худ. В.И. Суриков. 1908 г. Государственный Русский музей.
Стенька Разин. худ. В.И. Суриков. 1908 г. Государственный Русский музей.

В ночь на 30 ноября повстанцы встретились с правительственными войсками под предводительством Юрия Долгорукого. Пестрая толпа не смогла превзойти умением опытных воинов. Печальная судьба ожидала и Алену:

"Когда часть войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися."*

Женщину захватили. Ее ждали суровые допросы и суд, на котором ее обвинили не только в разбойных делах, но и в ведовстве.

Изображение использовано в иллюстративных целях. "Осень". худ. Maureen Hyde. 2011 г. Источник: Art Renewal Center
Изображение использовано в иллюстративных целях. "Осень". худ. Maureen Hyde. 2011 г. Источник: Art Renewal Center

Приговор воевода Юрий Долгорукий выносил согласно закону. Законом же было Соборное Уложение 1649 года, которое за ересь, богохульство и ведовство устанавливало такую меру наказания:

"Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь".*

Кара для Алены была определена: ее сожгли, заперев в срубе. Говорят, она до последнего держалась спокойно и мужественно. Своих мучителей о милости не просила.

*Источники: здесь и тут.