Найти в Дзене
NordSkif & Co

Форт «Император Александр I» (чумной) — что скрывается за стенами самого мрачного форта Финского залива?

«Император Александр I» — это один из самых мрачных и величественных оборонительных сооружений Финского залива: простые, даже суровые формы, чёрная сажа на стенах (следы пожара в 80-х годах при съёмках фильма), три уровня амбразур и укоренившееся в народе название «Чумной». Об этом необычном месте и пойдёт речь в сегодняшнем посте.

-2

Форт начали строить в 1838 году по проекту Мориса Дестрема. Закончили в 1845. Форт «Александр I» стал первым многоярусным в Кронштадтской крепости эпохи пика развития гладкоствольной артиллерии. Укрепление построили на отмели, под основание забили несколько тысяч 12-метровых свай, пространство между которыми залили бетоном, сверху — положили гранитные блоки. Цоколь форта имел параболическую форму — таким образом, стены предохранялись от смачивания и защищались от волн.

-3

Здесь хорошо видно известняковые стены и их гранитную облицовку: гранит для его строительства добывали в местечке Пютерлахти.

Интересный факт: из этого же гранита выполнена Александрийская колонна и монолит «Медного всадника».

-4
-5

С горжевой (тыльной) стороны хорошо видно пристань, в центре форта — две полубашни.

Ворота и внутренний двор
Ворота и внутренний двор

Рассчитывался форт на гарнизон в тысячу человек и 137 орудий: 103 из них — в амбразурах, ещё 34 — наверху.

Форты «Александр I», «Павел I» и «Кроншлот» на карте.
Форты «Александр I», «Павел I» и «Кроншлот» на карте.

По плану, в случае военных действий форт (вместе с фортами «Павел I» и «Кроншлот») защищал перекрёстным огнём Южный Кронштадтский фарватер. Для этих же целей в 1854 году между «Александром I» и «Павлом I» протянули линию подводных мин.

Позже линия соединила «Кроншлот» и «Пётр I».

-8

В военных действиях, однако, форт никогда не участвовал, но трижды приводился в боевую готовность: в 1855 году (Крымская война), в 1863 (обострение отношений с Англией из-за поддержки ей польского восстания) и во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

К концу века гладкоствольные орудия стали выходить из употребления, а линия обороны острова со строительством новых фортов («Ино», «Риф» и «Красная горка») продвинулась на запад. В 1896 форт вывели из состава оборонительных сооружений.

Однако свою известность форт приобрёл благодаря противочумной лаборатории, находившейся в нём. Противочумная лаборатория Императорского института экспериментальной медицины (ИИЭМ) располагалась на форте 15 лет — с 1899 по 1914 годы. В результате т. н. «Третьей пандемии чумы» (распространения заболевания во второй половине XIX века) в 1897 году в ИИЭМ была создана комиссия для предупреждения занесения заболевания в Россию и борьбы с ним.

-9

Через два года — в 1899 — директор института Сергей Лукьянов открыл первую в России противочумную лабораторию. Чаяниями Александра Константина Фридриха (принца Ольденбргского) ей был выделен использовавшийся тогда, как склад форт «Александр I». Изолированный со всех сторон водой, он был наиболее пригоден для расположения лаборатории. В задачи лаборатории входило создание вакцины и иммунной сыворотки.

На тот момент её производили только в Бомбее, но бомбейская сыворотка была дороже. В качестве продуцентов использовались лошади и другие животные. Форт оборудовали паровым отоплением, лифтом для подъёма животных и кремационными печами (для сжигания зачумлённых трупов). Вместе с открытием лаборатории на форте комиссия запретила опыты во всех остальных учреждениях Петербурга.

-10

На первом этаже находилась конюшня и часть лабораторий. Там же были кремационные печи и хозпомещения (кузница, кухня, электростанция). На втором — лаборатории, библиотека, бильярдная и жилые помещения.

На третьем, также часть лабораторий, термостатные и комнаты прислуги. На крыше устроили газовую станцию, паровые котлы и склад угля.

Вскрытие зачумлённого верблюда в лаборатории и стерилизационный аппарат
Вскрытие зачумлённого верблюда в лаборатории и стерилизационный аппарат

Биологической безопасности уделялось большое (для того времени) внимание. Кроме учёных никто до «Александра I» не допускался, все работы проводили с особой осторожностью. Впрочем, требования безопасности всё же существенно отличались от современных.

Так, сотрудники лаборатории носили прорезиненные халаты, галоши и холщовые колпаки, но судя по фотографиям, масок или очков не предполагалось — лица оставались совершенно открытыми. В стенах форта в этот период работали выдающиеся медики — Д. К. Заболотный, В.И. Турчанинов-Вилькевич, М. Г. Тартаковский и другие.

Доставка еды на форт в период карантина
Доставка еды на форт в период карантина

В случае малейшего подозрения о заболевании форт закрывался на карантин. В период карантина все связи форта с внешним миром прекращались, провизию для находившихся на нём оставляли на пристани, всех «подозрительных» больных изолировали в специальном отделении.

-13

И всё же, несмотря на все меры предосторожности, в лаборатории дважды происходили вспышки чумы: в 1904 и 1907 годах. Жертвами их стали доктора В.И. Турчанинов-Вилькевич и М. Ф. Шрейбер. Останки погибших для предотвращения распространения чумы кремировали.

-14

В 1905 году на форте начали изучать холеру и брюшной тиф, а во время русско-японской войны С. Д. Непорожний создал и наладил производство вакцины от дизентерии. С началом Первой мировой войны исследования на форте прекратились, а в 1917 году культуры опасных бактерий были вывезены в Саратов, где вскоре открыли противочумной институт.

-15
-16
-17

В 1923 году форт вернулся в руки военных как склад минно-трального оборудования и продолжал работать в таком качестве до 1980-х годов. В 1983, в связи со строительством дамбы форт оставили и забросили. На тот момент он сохранялся ещё довольно хорошо — по некоторым данным, исправно работали даже выключатели света, установленные в 1896 году.

-18
-19
-20

После развала СССР использовался в качестве площадки для рейвов и экскурсионного объекта. В 2020 году на форте началась реставрация.

Ещё интересные посты на фортификационную тематику:

Над материалом работали: текст Rhenium75, фотографии Biolena —специально для проекта NordSkif & Co