Найти тему

Уткина дача - "гнездо" Полторацких

Об этой усадьбе Петербурга слышали многие: уж очень запоминающееся и смешное у неё название - "Уткина дача"! Но название её связано не с водоплавающими птицами, которые действительно обитают на реках Оккервиль и Охта, протекающих рядом, а с именем мужа последней владельца усадьбы.

Мировой судья Василий Иванович Уткин был вторым мужем княгини Зинаиды Петровны Шаховской.

Фото автора
Фото автора

А Зинаида Петровна Шаховская приобрела это имение в 1824 году у семьи Полторацких. Поэтому второе название мызы - "Усадьба Полторацких".

Санкт-Петербург. Уткина дача. Фото автора
Санкт-Петербург. Уткина дача. Фото автора

Полторацкие стали хозяевами этого участка в середине XVIII века. Но основатель многочисленной династии - Марк Фёдорович Полторацкий не приобрёл его, а получил в качестве награды за участие в оперных постановках. Ведь он был директором Певческой придворной капеллы, и первым русским певцом, выступившим в итальянской опере.

Марк Фёдорович Полторацкий. Портрет кисти Левицкого.
Марк Фёдорович Полторацкий. Портрет кисти Левицкого.

Вообще, история Марка Фёдоровича, его супруги Агафоклеи Александровны и их многочисленного семейства (в браке у них родилось 22 ребёнка) очень интересна и пересекается со многими известными личностями 19 века.

Марк Фёдорович Полторацкий родился 28 апреля 1729 года в сотенном городке Сосница Черниговского полка. Его отец был казаком, который потом стал соборным протоиереем. В юности по настоянию отца Марк поступил в Киевскую духовную академию и стал петь в академическом хоре. Именно тогда путешествующий по Украине с императрицей Елизаве­той ее тайный муж Алексей Разумовский посетил духовную академию во время занятий хора. Изумительной красоты баритон Марка Полторацкого поразил его. Юношу отпра­вили в Петербург, где стали серьезно обучать певческому искусству.

Прекрасный баритон, природное обаяние, организаторские способности и покровительство императрицы обеспечили Марку прекрасную карьеру. Сначала в 1752 году он был пожалован в камер-музыканты в оперную труппу под именем «Марко Портурацкий», и стал первым русским артистом, которого пригласили петь в составе итальянской оперной труппы в Петербурге.

Через год Марк был назначен управляющим придворной церковной музыкой и регентом Придворной певческой капеллы. И на этом поприще Полторацкий добился успеха и как руководитель, и как дирижёр, и как педагог. Среди его учеников были Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский – создатели классического русского хорового концерта.

При другой императрице, Екатерине Великой, Марк Федорович стал директором капеллы, получил ранг действительного статского советника и был приглашаем к Высочайшему столу. Именно тогда он получил мызу Оккервиль, где в 1790-х годах был построен по проекту Н. А. Львова усадебный дом.

Позже, в 1820-1830-х годах, был достроен служебный корпус. Его автор неизвестен.

Санкт-Петербург. Уткина дача. Фото автора
Санкт-Петербург. Уткина дача. Фото автора

Хозяйство включало также ледники, подвалы, конюшни, сараи и сеновалы, оранжереи, теплицы и парники, большой фруктовый сад с яблоневыми и вишнёвыми деревьями. Цветы и яблоки с мызы Оккервиль попадали в продажу. Вдоль Охты на восток до усадьбы Жерновка тянулся пейзажный сад.

Это имение было не единственным у семьи Полторацких. Их владения занимали все пространство между Фонтанкой и Сенной площадью с одной стороны и Обуховским проспектом и Проходным переулком (позже Полторацкий переулок) – с другой. Даже общественные бани на Сенной площади принадлежали семье. Но всеми хозяйственными делами заведовала супруга Марка Фёдоровича - Агафоклея Александровны, в девичестве Шишкова, дочь небогатых дворян Тверской губернии.

Д. Г. Левицкий.Портрет А. А. Полторацкой. 1781 г. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17259320
Д. Г. Левицкий.Портрет А. А. Полторацкой. 1781 г. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17259320

Она стала второй женой Марка. Ей не было ещё и 15 лет, когда она вышла замуж за двадцатичетырёхлетнего вдовца.

Однако, эта юная особа обладала железным характером и необычайной деловитостью. Начав с небольшого хозяйства, она сумела составить крупное состояние в 4000 душ, ставшее залогом успеха Полторацких в свете. Её знаменитая внучка, Анна Петровна Полторацкая (в первом замужестве Керн), писала о своей бабушке так:

«Бабушка моя Агафоклея Александровна была замечательная женщина. Она происходила из фамилии Шишковых. Вышла замуж очень рано, когда ещё играла в куклы, за Марка Фёдоровича Полторацкого – очень красивого и доброго человека, прекрасное лицо которого теперь смотрит на меня с портрета, сделанного Боровиковским. Когда к ним в дом приехал Марко Федорович, то няня Агафоклеи Александровны вошла к ней и сказала: «Феклушка, поди – жених приехал!» Вскоре после этого была и свадьба. Её выдали замуж, разумеется, без любви, по соображениям родителей… Она имела с ним 22 человека детей. Все дети её были хорошо воспитаны, очень приветливы, обходительны… Она была красавица, и хотя не умела ни читать, ни писать, но была… умна и распорядительна…»
Керн А.П. «Из воспоминаний о моём детстве»

Но современники отмечали чрезмерную строгость и даже жестокость отношения Агафоклеи Александровны не только к деловым конкурентам, но и к домашним. Перед ней трепетали и муж, и дети. Малейшее отступление от воли хозяйки каралось немед­ленно и беспощадно. Но особенно часто испытывали гнев хозяйки на своих спинах крепостные.

Постоянно проживала Полторацкая в селе Грузины, в 20 верстах от Торжка, в великолепном доме со всеми причудами и роскошью барских затей того времени.

Здание состояло из ста двадцати комнат, интерьер ко­торых мог поспорить с убранством апартаментов столичной знати. По оценке специалистов, занимавшихся историей русских усадеб, «постройка столь крупного каменного со­оружения в усадьбе, сравнительно далеко расположенной от обеих столиц, была весьма редким для того времени явлением».

Из своего имения Агафоклея Александровна часто ездила в Москву, но во время одной из поездок её экипаж перевернулся и придавил хозяйку. Она была сильно изувечена и остальную часть жизни провела в постели, но продолжала так же властно распоряжаться и управлять своими имениями. Скончалась Полторацкая в октябре 1822 года и похоронена в церкви села Грузины. Перед смертью она публично покаялась в своих прегрешениях перед соседскими помещиками и крестьянами. Эта всенародная исповедь произвела потрясающее действие на присутствовавших и закончилась громким криком: «Православные, простите меня грешную!», на что последовал единогласный ответ: «Бог простит!».

Дети Полторацких получили прекрасное воспитание, были людьми вполне светскими, владели европейскими языками, знали литературу, музицировали. Многие из многочисленных детей и внуков стали широко известными и влиятельными людьми своего времени. Например, Александр Маркович был управляющим Петербургским монетным двором, а портрет Константина Марковича висит в «галерее генералов 1812 года» Зимнего дворца. В 1830 году он стал Ярославским военным губернатором, где остался в памяти как строитель дорог, набережной и создатель первой газеты. Елизавета Марковна стала женой Алексея Николаевича Оленина обустроила под Петербургом имение «Приютино».

Неуютное Приютино
Бюджетные путешествия на машине25 сентября 2020

Там, в Приютино, сохранился до наших дней памятный камень, напоминающий о погибшем в 1812 году при Бородине восемнадцатилетнем внуке Агафоклеи Александровны, прапорщике Семеновского полка Николае Оленине.

Приютино. Фото автора
Приютино. Фото автора

А две внучки четы Полторацких - Анна Оленина и Анна Керн - известны нам как музы Пушкина.

Но вернёмся к истории усадьбы на реке Оккервиль.

Вторая хозяйка имения, Зинаида Петровна, скончалась в 1870 году, завещав землю, дом и постройки Императорскому человеколюбивому обществу. Но условий завещания княгини было так много, что Уткина дача обрела новых хозяев лишь в 1881 году. Императорское человеколюбивым обществом здесь был организован детский приют, деливший до 1882 года помещения с богадельней.

В 1920-е годы усадебный дом принадлежал Комиссариату здравоохранения. В нём располагалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы. Одномоментно здесь находилось более трёхсот пациентов. На втором этаже служебного корпуса даже устраивали маленькие кaрцеры для особо буйных пациентов.

В 1933 году при ремонте была уничтожена роспись стен и плафонов круглого зала, лепной карниз и фриз с позолотой, роспись потолков в двух смежных кабинетах, роспись потолка в круглом павильоне служебного флигеля. А в 1936 году часть зданий была перепланирована под квартиры: кaрцеры и больничные палаты превратились в коммуналки. Здесь же размещался 176-й "детский очаг" Володарского райжилсоюза. А часть помещений впоследствии арендовал Ленфильм — в них размещались лаборатории и хранилища студии. Всё это происходило до 2010 года. В 2012 году разрушенная Уткина дача досталась Музею городской скульптуры. И сейчас её реставрируют, хотя не сохранилось ни архивных документов, ни чертежей.

На берегах рек уже сделаны общественные пространства, откуда, надеюсь в скором времени можно будет любоваться отреставрированной усадьбой.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: