Этот текст - дополнение к видео об актуальных темах в литературе. Те, кого не волнует существующее положение дел в мире, те, кто не осмысливает тенденции развития человеческого сознания, те, кто не попросту не способен взглянуть на мир со стороны - вот эти писатели оправдываются вечными темами.
Главное, ведь писать о вечном. Писать об актуальном - это мелкотня и пачкотня бумаги. Книги об актуальном сметет волной времени: завтра уже не вспомнят, какие реалии обыгрывает автор.
Только актуальное никак не отменяет при этом вечность. Актуальные темы в литературе напрямую показывают нам, что все в человеческом мире идет по кругу, по спирали, и актуальное сегодня - это вечное из эпохи в эпоху. И разговор об актуальном ДОЛЖЕН обнажить суть так, словно на наших глазах разделали человека до скелета - нечто краткосрочное, индивидуальное до вечного, всеобщего.
Писать об актуальном надо уметь! Это писательское мастерство, а не прихоть! Это уровень сознания писателя: способность к тонкой аналитике событий, к широкому обзору реальности, классификации происходящего и предсказанию последствий, а не то, от чего можно отмахнуться, прикрывшись вечным.
Разберем на примере.
Ф.Кафка "Замок"
Кафка описал в романе (незаконченном, но образности хватило для выражения идеи) актуальную проблематику общества на тот момент: потеря личности в бюрократической системе.
Нам сейчас эта проблема вспоминается как-то отдаленно, но большинство из нас, и уж тем более из нового поколения вообще не знает, что это за сложность такая, в чем вообще конфликт.
То есть книга устарела. Так ли? - Нет!
Потому что Кафка описал конфликт таким образом, что его можно прочитывать на нескольких уровнях разом.
1.Актуальность на тот момент - да - современникам понятно и остро.
2.Отражение особенности эпохи - да - нам сегодняшним интересно прожить проблематику человека того времени.
3.И внутренний вечный конфликт человека и системы - да - у книги "Замок" жизнь будет длится столько сколько стоит на земле человеческое общество.
4...
Так глубоко копнул Франц Кафка состояние отчаяния человека перед бюрократической системой, что мы в остатки имеем ЧУВСТВО от прочтения - абсурд системы и бессилие личности перед этим абсурдом. И вот это ЧУВСТВО нам всем знакомо, как знакомо оно каждому человеку в каждой эпохе.
А если взять духовный уровень четвертым пунктом, а не только социальный уровень, то мы получим еще одно архетипическое, древнее узнавание. Оно доступно уже не каждому. Это стремление к монументальной силе, к Богу, к Единому и вечному, от чего человек оказался отлучен, изгнан. Стремление, невозможность достичь и тотальное невыносимое отчаяние от абсурда человеческой природы.
Вот так необходимо работать с актуальными темами в литературе.
P.S. Теперь громкими буквами: нет, необязательно говорить об актуальном. Это не непременное условие мастерства. Я лишь утверждаю в ответ на ДЕФИЦИТ в литературном обществе разговора об актуальных конфликтах времени, что это не нечто "фу, зачем оно, я лучше о прекрасном", актуальное - то, на что необходимо обратить внимание, поиграть с этим, я показала механизм КАК - не события, а суть, которую они отражают. И привела пример. Тема на этом не закончена. Потому что в ее основе лежит определенный механизм творческого мышления.
__________________________________
Анна Гутиева
Книгу-вдохновение "О чем кричит редактор" можно купить здесь
#литература #актуальное искусство #писательское мастерство #писательство
#как писать книги
#современная литература