Очень прошу всех, кто не смотрел (или не досмотрел) и не читал «Игру престолов», пройти мимо. Не портите себе возможное удовольствие!
За сериал я взялась, когда отшумел последний сезон, все закончили жаркие обсуждения, а бесконечные спойлеры канули в Лету. Боже, в каком же восторге я была от первого сезона! Сложные, разветвленные интриги, многослойные, объемные персонажи, ярчайший каст и, в конце концов, это просто красиво! Восхитившись, решила непременно познакомиться с первоисточником: как же пишет человек, который все это придумал?
Джордж Мартин, конечно, не поразил меня каким-то невероятным стилем повествования или удивительной игрой слов, но крутой проработкой истории, персонажей, реплик, юмором. Герои Мартина сложнее и интереснее сериальных. Хоть первый сезон практически точно повторяет первую книгу цикла «Лед и пламень», ряд отличий все же есть. И порой они открывают героев с совершенно другой стороны. Кроме того, по книге понятнее ход войны, отношения между домами, история Вестероса. Мне было дико интересно подмечать эти отличия. Ими и хочу поделиться.
***
1) Как быстро вы поняли, что «Зима близко» – это девиз дома Старков? В книге это ясно с первых страниц.
2) Почему северяне вдруг решили, что у них должен быть свой король? Почему Север стоит особняком? Мне было не очень ясно из сериала. Тот факт, что они суровый и гордый народ это не объяснял. В книге же очень четко это прописано: пока из-за моря не появились повелители драконов, Старки никому не приносили присяги, именуя себя королями Севера. То есть всего три сотни лет против нескольких тысяч лет истории независимости. Так понятнее, правда?
3) Не самый значимый вопрос, но меня мучил периодически: откуда у них это многоверие? почему есть боги старые и новые? В романе это отлично поясняется, и подробно рассказывается история Детей Леса уже в первом томе.
4) Самыми моими нелюбимыми персонажами во всех сезонах были Джон Сноу и Дейенерис Таргариен – самые однобокие и предсказуемые. Но в романе они чуть сложнее. Джон не всегда непревзойденно держит себя в руках, а если его обуревают чувства, то это не только праведный гнев. У Мартина Джон плачет, когда в очередной раз речь заходит о его происхождении. В одной из сцен он бросается в слезы, выбегая из зала. Но в то же время создатели сериала максимально стараются заставить зрителей посочувствовать Джону. Так, в одном из последних сезонов он рассказывает, что всегда обедал за отдельным столом, а не вместе с семьей. У Мартина же – Джон сидел отдельно только в случае особо важных приемов с высокопоставленными гостями.
5) Помните, Мормонт дарит Джону свой меч? Мне казалось, что Джон невероятно горд, а вначале не хочет принять меч лишь потому, что вроде как не достоин получить фамильную реликвию древнего дома. У Мартина это сложнее и интереснее. Джон: «“Он не мой отец. Мой отец – лорд Эддард Старк, и я не забуду этого, пусть меня задарят мечами”. Нельзя же признаться лорду Мормонту, что он-то всегда мечтал о другом клинке».
6) Многим показалось нелогичным поведение Дейенерис в конце сериала, когда она вдруг превратилась в маленького Гитлера. А вот у Мартина она с первого тома проявляет к этому задатки. Когда Дейенерис въезжает в разграбленный дотракийцами город и видит, как насилуют женщин, сначала: «Ей хотелось заплакать, однако она напомнила себе, что должна быть сильной. Это война. Такой будет цена Железного трона».
7) Арья тоже сложнее. Она не просто сильная, самоуверенная оторва, без конца подтрунивающая над нежной сестрицей. Арья плачет при всех, когда септа Мордейн критикует ее шитье, представляете? При этом, конечно, она умеет моментально взять себя в руки. Но вот эти ее слабости в экранизации не показаны, а ведь они делают героиню более человечной.
8) После парочки сезонов многие ходы в сериале становятся предсказуемыми, потому что ты начинаешь понимать, как создатели подводят к тем или иным событиям. Например, после милой беседы, в которой Станнис говорит дочери, что не стыдится ее, а, напротив, очень любит, становится совершенно очевидно, что дочь Станниса сожгут уже в самое ближайшее время. Так же и в самом начале, когда Кейтилин предупреждает сына: не лазай по стенам – упадешь, мы понимаем, вот тут-то Бран и свалится. В романе это не так очевидно, не прямо в лоб.
9) Мне было порой скучно наблюдать за военными действиями первого сезона, и не всегда для меня была очевидна логика войны. У Мартина же это прекрасно прослеживается, а кроме того, даже напряженные моменты в романе подсвечены юмором, который никак не передавался в батальных сценах в экранизации.
10) Момент, меня удививший. В романе Дейенерис знала, что в шатер к ведьме с пляшущими тенями никак нельзя. Она хотела это сказать, но не могла произнести ни звука, и Джорах отнес ее туда. Когда я смотрела сериал, подумала, что там ее ребенок, принявший какие-то пугающие очертания из-за колдовства, и умер, но у Мартина иначе: «Сир Джорах убил ее сына, поняла Дени. Он сделал это из преданности и любви, однако он принес ее туда, где нет места живому человеку и отдал ее младенца тьме. Он тоже понимал это – о чем говорили серое лицо его, пустые глаза и хромота».
11) Неда обезглавили его же мечом – Льдом. Заметили это при просмотре сериала? Я нет.
12) Момент, когда Тайвин делает Тириона десницей показался мне трогательным. Вроде вот наконец какие-то чувства, уважение отца к сыну – и сам Тирион тоже этим растроган. Но у Мартина картина совсем другая: «Тут Тирион все понял. “Ты считаешь, что Джейме уже пропал. Сукин ты сын! Решил, что Джейме уже мертв, и, кроме меня, у тебя никого не осталось!”»
13) В романе, когда Дейенерис выходит из пламени с драконами, волосы ее сгорели, но сама она осталась невредима.