Найти тему
Анна Приходько

Ожившая семья

«А между нами снег" 181 (послесловие) / 180 / 1

Повесть «А между нами снег» ворвалась в мою жизнь неожиданно и осталась в ней навсегда в сотне страниц.

Эту удивительную и одновременно трагичную историю мне поведала Жанна Лурье.

Я уже много раз говорила, что составляю свою родословную. В интернете много форумов, где сидят люди, которые тоже ищут свои корни. На одном из таких форумов я видела сообщения Жанны Лурье. Она искала корни Лилии Ивановны Орловской-Лурье в метрических книгах Саратовской губернии.

Я там тоже ищу родственников мужа, но пока безрезультатно. Мы договорились с ней о том, что если в её поисках попадутся Павловы, а мне Орловские или Покровские, мы обменяемся информацией. Но пока ни я, ни она не докопались до истины. Попутно с поисками мы стали понемногу общаться. Она узнала от меня, что я веду канал на Дзене и с интересом прочитала «Зою». После того, как она узнала, что эту историю мне поведал родственник героини Николай Алексеевич, загорелась тем, чтобы я и её историю написала.

— У меня есть переписанные дневники, некоторые стихи, письма, но так сложно с датами, Анечка, так сложно…

Я успокоила её, сказав, что точные даты не совсем важны. Что общую картину того времени можно создать и без таких точностей. И я начала писать…

***

Жанна Лурье родилась 1 сентября 1946 года во Франции и была единственным ребёнком у матери и отца. Практически с рождения родители разговаривали с ней на трёх языках: французском, русском, арабском. Знание трёх языков определило всю дальнейшую жизнь Жанны. Она стала переводчиком. Свободно говорит ещё на немецком, итальянском, английском языках.

Её отца звали Газир Лурье. Он родился в 1900 году и был четвертым сыном в семье Жанет и Мансура. Его старшие братья едва доживали до пяти лет. Каждый раз, хороня сына, Жанет говорила: «Вся их жизнь перейдёт самому последнему». Так и случилось. Газир Лурье прожил 102 года.

Семья Лурье была очень дружной. Жанна говорила, что её отец с теплотой вспоминал свою бабушку Лилю. Она была необыкновенной. Утончённой, воспитанной, очень красивой. Несмотря на то, что она не была ему родной бабушкой, он любил её всем сердцем. Каждый в семье знал, как смешалась русская кровь Лили и французская Поля.

Каждый член семьи знал про злодея Мустафу, про Ивана Григорьевича, со смехом вспоминали рыжебородого.

Когда в России началась революция, Лилия Ивановна очень страдала. Почти с первых дней отправляла запросы по адресам Олега Павловича и Катерины. Никто не ответил. Никто не мог сказать, что с её родными. И эта тревога очень подкосила её здоровье.

Совместные дети Лили и Поля двойняшки Поль и Элен трагически погибли на горнолыжной трассе в 1900 году незадолго до рождения отца Жанны.

У них не было семей, они с самого детства держались друг друга, дружили, и решили до конца своих дней быть вместе. Для Лили такой союз её детей был сильнейшим потрясением. Но она так сильно любила своих двойняшек, что смогла принять это. Поль переживал намного сильнее и связи с детьми, рождёнными Лилей, не поддерживал.

Когда Жанет и Мансур поженились, они уехали в Ливан. Прожили там 5 лет. Мансур занимался изготовлением обуви и кошельков из кожи, Жанет подрабатывала няней в арабской семье. Когда умер первый сын, они вернулись во Францию и больше в Ливан не возвращались.

После смерти сына и дочери Лиля полностью окунулась в заботу о недавно рождённом Газире. Он был для неё отдушиной. Всю свою любовь она отдала ему. Газир вспоминал:

«Бабушка Лиля иногда путала моё имя и называла меня Ванечкой. Я не любил, когда она так делала, но относился к этому с уважением. Терпел, затыкал уши, но ни разу не сказал, что меня зовут по-другому. А она ведь знала, как меня зовут. Просто ей хотелось произнести это имя. Мне было жаль её… Дедушка Поль был строг и молчалив. После гибели двойняшек практически не разговаривал, но к бабушке относился трепетно. Всегда целовал её в щёчку перед сном, всегда под руку они гуляли вечерами в парке. Ни одного дня не было, когда они не гуляли» (дневниковые записи отца Жанны).

Когда Мансур и Жанет жили в Ливане, они навещали Мадину. Но там им были не очень рады. Мадина как-то сказала Жанет, что ненавидит её за то, что её мать была любовницей Мустафы, и после этого связь их оборвалась.

Жанна Лурье ничего не знает о судьбе Матвея, младших детей Ярины, о дочери Мадины Зейнаб.

С арабскими архивами всё очень сложно. Но она не отчаивается. А всё ищет, ищет…

Сама Жанна была замужем один раз. Но детей у неё нет.

— Поначалу я очень страдала, но потом привыкла. Я с удовольствием посещаю детские дома, занимаюсь благотворительностью. Иногда беру детей на рождественские праздники. Они не обижаются, что я не оставляю их навсегда. Они рады и этому. Я просто несу крест своей семьи…

Разговор о детях был самый сложный. Но Жанна начала его сама, я не просила. У меня сложилось впечатление, как будто она оправдывается за то, что не берёт детей из детского дома навсегда.

Жанна давно мечтала написать историю своей семьи. Даже обращалась к какому-то французскому писателю, но он ей отказал, сказав, что это неинтересно. Она очень расстроилась, и даже несколько раз, когда уже было опубликовано около десяти глав, отказывалась от этой затеи.

Я ей говорила:

— Жанна, почитайте комментарии, всё хорошо, всем нравится.

Она читала и плакала. Жанна сказала мне, что я оживила в её глазах семью. Она читает главы и видит всех рядом с собой.

Прочитав последнюю главу, она написала:

— Я не ожидала, что получится так замечательно. Ведь моя история никому неинтересна.

Жанна Лурье живёт во Франции, мечтает посетить Россию и Ливан, но боится покидать свою страну. Она живёт одна, и ей кажется, что она не вернётся из этого путешествия. Носит в себе какие-то страхи. Ей часто снится отец, он говорит с ней на разных языках. Она записывает эти сны и бережно хранит тетради под подушкой.
Теперь и Жанна Лурье, и я, и вы, дорогие мои читатели, будем ждать книгу по этой истории.

Она выйдет после «Зои».

Все стихотворения, написанные в повести моего авторства. Они написаны по воспоминаниям из дневниковых записей Лилии Ивановны. Последнее стихотворение "А между нами снова снег" практически полностью авторства Лили Ивановны, я в нём изменила лишь рифмы для красоты и удобства чтения.

Дорогие мои читатели. Вот и закончилась очередная повесть. Я ещё даже не все комментарии прочитала. Я от всей души благодарю вас за то, что были все эти дни со мной. Для меня очень важна ваша обратная связь. Я

не всегда могу ответить на комментарии, но я читаю их все до последнего. И радуюсь, что моё творчество нравится вам.

На следующей неделе я отправляюсь в небольшое путешествие в Нижегородскую область. Я буду там отдыхать и писать новую историю, а по возвращению начну выкладывать главы новой повести. Это будет примерно с 28-29 октября. Сейчас все свои силы я брошу на выход книги «Зоя», поскольку она очень большая и много работы с ней.

Спасибо огромное всем за денежные переводы. Все эти деньги пойдут на работу с книгой: обложка, вёрстка, подготовка к печати и прочее.

Спасибо вам, дорогие читатели, что вы со мной!

Я буду делиться с вами своими впечатлениями о путешествии. Не скучайте! Я скоро вернусь!

Все мои рассказы тут

У меня осталось 12 свободных книг "Бобриха". Заказать можно здесь