Что ждёт душу, когда она покидает тело? Каким образом она попадает в рай или ад? Проходит ли она через чистилище или муки в аду будут вечными, рассказали священнослужители Димитрий Смирнов, Андрей Ткачёв и богослов Алексей Ильич Осипов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Никакого чистилища не существует. И у католиков понятие «чистилище» имело место в средние века. Если человек не достигает Царства Божьего при жизни, то его ждёт ад.
Что такое ад? Ад — это место, где нет Бога. Если человек жил вне Бога здесь, на земле, то он живёт и вне Бога в вечности. Как ни прискорбно это звучит, но это так.
Учение о том, что душа помучается какое-то время и выйдет из этого состояния, Церковью отвергнуто, как не православное.
Если суд человеческий может даже простить какого-то преступника, то с христианской точки зрения ад — это место вечных мучений.
Однажды я был в Лос-Анджелесе, и мне предложили зайти в казино, потому что это самое известное место в мире. Я с ужасом отказался. Это противно и страшно. Это всё равно, что искупаться в экскрементах. А для многих людей — это интересно. И их к этому постоянно влечёт.
В течение своей жизни человек здесь, на земле, определенным образом формируется. Формируется под влиянием родителей, улицы, школы, религии или её отсутствия.
Результатом жизни будет степень его приближения к Богу или удаления от Бога. Если это будет бесконечно далеко, где света Божьего не видно, это называется ад. Место близости к Богу именуется раем. Это не Бог наказывает человека адом или дарует рай. Человек сам выбирает, где ему быть.
Каждый человек сам выбирает, быть ему в тюрьме или на свободе, говорить на правильном русском языке или на матерщине, рожать детей или их убивать, ухаживать за больной матерью или сплавить её в дом престарелых, пить сок или водку, отдать часть имущества родственникам или отравить их, чтобы завладеть всем имуществом.
Человек сам выбирает свою участь в вечности. И Бог в этот выбор не вмешивается.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Чистилище — это выдумка западных богословов, которые попытались решить проблему спасения человека. Чем человек спасается? Покаянием и добрыми делами. Если человек покаялся, но мало добрых дел сделал и удовлетворение правосудию Божьему не принёс, тогда его отправляют в среднее состояние — чистилище. Там он отбывает наказание. И после этого он спасается.
В православии ни о каком чистилище нет и речи. Человек спасается искренним покаянием. Как написано в Евангелии:
«… сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Только лишь добрыми делами человек не спасается. Добрые дела лишь помогают человеку в этом.
Преподобный Исаак Сирин писал:
«Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, а рождающемуся от них смирению. И если не будет такового — напрасны все дела, все добродетели».
То есть спасение случается не добродетелями и не добрыми делами. Спасение состоит в изменении души, в её очищении.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Вторая молитва Иоанна Златоуста звучит так:
«Господи, избавь меня от вечных мук».
Вечные муки объективно существуют. И туда попадать не надо. Автор знаменитой «Божественной комедии» Данте написал:
«Оставь надежду всяк туда входящий».
А другой талантливый писатель Фёдор Михайловичи Достоевский говорил, что имя ада — это «поздно». Если одним словом назвать…
А что — разве это всё? Можно я вернусь, подчищу за собой, раздам долги, кое-что улажу? Я быстренько... Нет, нельзя, всё, поздно. Добро пожаловать в ад! Проходите.
За этим порогом — уже совсем другая жизнь, которая лишена каких-либо возможностей утешиться (выпить, музыку послушать, поговорить с друзьями), кроме чьих-либо молитв о тебе. Причём это достаточно серьёзная вещь, чтобы о ней молчать.
Махровое безбожное существование предполагает молчание о религии. О религии неприлично говорить. О чём-то неприличном говорить прилично, а о религии говорить неприлично. Это сразу как-то смущает публику: «Опять вы со своим Богом, опять вы о своём аде и рае…»
Надо сказать, что у людей внутри серьёзный непорядок.
Друзья мои, чтобы в аду не оказаться, не надо что-то особенное творить. Не нужно пить кровь младенцев, не нужно быть колдуном и чародеем.
Нужно просто жить, как живёт подавляющее большинство людей. Я вас уверяю, что все они очень сильно удивятся, когда однажды проснутся не в своей кровати, а совсем в другом месте.
Чтобы этого не случилось блаженный Златоуст и говорит:
«Господи, избавь меня от вечных мук».
То есть не дай мне оказаться в месте мучений. Помоги мне миновать это серьёзнейшее страшное испытание (наказание).
Ещё статья: Что происходит с человеком, когда душа покидает тело? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение