Найти тему
ПроСмотр

В чём чудо "Обыкновенного чуда"? Взрослая сказка от Марка Захарова

Оглавление

В основе это фильме лежит пьеса Евгения Шварца, которую он написал в далёком 1954 году. Фильм Марка Захарова "Обыкновенное чудо" не первая экранизация - до этого кино по мотивам пьесы снимал Эраст Гарин. Но Захаров смог снять самое настоящее чудо. Как же это к него получилось?

Если помните, то главный герой фильма – Волшебник, который, чтобы развлечь себя и свою жену, выдумывает сказки. Но не просто выдумывает - его герои оживают, приходят в его дом и начинают жить своей жизнью.

А много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот»: превратил медведя в человека и решил, что тот вернётся в исходное состояние, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша, бывший медведь, возвращается к Волшебнику и встречает в его доме прекрасную девушку, которая ему очень понравилась.

К его ужасу, она оказалась принцессой... Всё потому, что Волшебник сделал так, чтобы король, проезжавший мимо с дочерью и свитой, свернул к его усадьбе. Медведь и принцесса встретились, и когда та захотела поцеловать Медведя, он убежал, чтобы не превратиться в зверя на её глазах. Сбежала от короля и двора и сама принцесса.

Спустя годы принцесса и Медведь снова встретились и тот наконец рассказал ей свою историю. И в итоге она вышла замуж за «первого встречного», которым оказался жуликоватый, циничный и гениально исполненный Андреем Мироновым министр-администратор.

Проходят годы и для спасения своей любимой Медведь разрешает ей его поцеловать. Но в медведя не превращается. Волшебник объяснил, что это – «обыкновенное чудо». Просто любовь победила колдовство.

Андрей Миронов в фильме "Обыкновенное чудо"
Андрей Миронов в фильме "Обыкновенное чудо"

Вот такая история. Поучительная и грустная.

В этом фильме, как и в пьесе, великолепные, филигранные диалоги, отточенный мощный сюжет и три событийных кольца:

  1. первая встреча Медведя с Принцессой и побег Медведя;
  2. вторая встреча наших героев и саморазоблачение Медведя;
  3. добровольная жертва Медведя ради спасения жизни принцессы, что дала в итоге чудо.

Все три события увязаны в идеально работающую конструкцию и играют между собой, буквально как действия происшедшие одновременно. На самом деле пьеса Е. Шварца – это образец того, как нужно создавать хорошие произведения. И у Захарова получилось абсолютно точно перенести на экран сам дух пьесы.

В актерской игре доминируют два персонажа второго ряда: Андрей Миронов (министр-администратор) и Евгений Леонов (король). К слову Миронов всегда играл антагонистов так, что в них непроизвольно можно было влюбиться, а Леонов в любой своей роли просто волшебен!

Почему сейчас нет таких актеров? Сможете ответить в комментариях?

На их фоне актёры главной партии: Волшебник (Олег Янковский), принцесса (Евгения Симонова) и Медведь (Александр Абдулов), выглядят немного бледнее. В итоге непроизвольно получилось, что министр-администратор и король доминируют в сюжете, а ключевое трио как бы уходит на второй ряд.

Все действие на экране происходят в одних декорациях (все три сюжетных кольца), которые сгорают в финале, символизируя тем самым конец сказки. На фоне этого пожара остается только один Волшебник с его магией, а все остальные – уходят.

Фильм предназначен для вдумчивого зрителя и его можно и нужно смотреть несколько раз. Ведь всякий раз вы будете находить что-то новое… Это не Бергман с Тарковским. Тут иной символизм.

Рецензию на фильм подготовил писатель-фантаст Лев Вишня. Под синей ссылкой - его роман "Грэй".

Смотрели "Обыкновенное чудо"? Согласны, что это настоящее чудо? Ставьте лайк, пишите в комментариях.