Прямая линия Владимира Путина обнаружила новый уровень проблем в коммуникации между регионами и Кремлём. Проблем, которые в администрации президента явно осознают и уже не первый год пытаются их преодолеть.
Речь, конечно, о сложностях с получением объективной информации о ситуации в регионах.
В телеграм-каналах уже успели обсудить, что Кремль потерял доверие к отчётам российских губернаторов, именно поэтому организаторы прямой линии в этом году устранили «посредников» и собрали обращения граждан напрямую. Губернаторы утратили возможность фильтровать неудобные вопросы и создавать красивую картинку для президента. По крайней мере, в рамках прямой линии.
Главы регионов вряд ли заинтересованы в предоставлении правдивой информации, особенно если она может вызвать у федеральных властей лишние вопросы. Регионы сосредоточены на пополнении бюджета, и перспектива получать выговоры после жалоб жителей вряд ли кажется чиновником «справедливой».
Однако необходимость для Кремля быть в курсе ситуации в каждом уголке страны не зависит от личного комфорта губернаторов.
Объективные решения не могут приниматься на основе необъективной информации.
В апреле президент в очередной раз возвращался к теме: «Власти должны получать не причёсанные, а объективные данные о проблемах россиян». По словам Путина, нужно, чтобы из регионов поступала обратная связь.
С тех пор прошло два месяца, и как мы видим на Прямой линии, объективные данные не появились. Теперь Кремль вынужден самостоятельно собирать обратную связь в регионах, избавив губернаторов от необходимости наполнения папочки восторженными отзывами о своём руководстве.
Но одно дело — раз в год собирать вопросы для Прямой линии. И совершенно другое — получать объективную информацию по любому запросу и в достаточном объёме, чтобы можно было сделать выводы. Сделать такое силами собственной службы операторов колл-центра невозможно — это было бы не репрезентативно.
Решением задачи становится исследование поисковой выдачи, то есть, той информации, которая вызвала достаточный отклик у пользователей, чтобы алгоритмы поисковых систем подняли её вверх в результатах поиска.
Рейтинг репутации губернаторов — это отражение восприятия чиновников глазами их электората. Алгоритм Pravdaserm получает данные напрямую от поисковых систем, очищенные от поведенческих факторов конкретного пользователя. А это значит, что с помощью Pravdaserm можно видеть поисковую выдачу «глазами среднего жителя» любого региона.
Если жители Тульской области считают своего губернатора коррупционером — эта информация появится в топе Яндекс и Google по запросу фамилии губернатора. Увидеть объективную поисковую выдачу конкретного региона можно только с помощью Pravdaserm.
100-балльная шкала репутации привязана к уровню одобрения чиновника. К примеру, репутация в 50 баллов означает, что у половины жителей конкретного региона преобладает негативное мнение об их губернаторе.
Преимущество исследования общественного мнения через поисковую выдачу заключается ещё и в том, что результаты не могут быть подделаны — поисковые системы постоянно улучшают свои алгоритмы для защиты от накруток, а также для наиболее релевантного ранжирования ресурсов в поисковом топе. Онлайн-репутация — показатель, который можно заслужить, но нельзя купить.
Не так плоха репутация, как губернаторы боятся прямой линии
С момента публикации нашего прошлого рейтинга средняя репутация губернаторов выросла с 71.6 до 74 баллов. Несмотря на то, что Кремль по словам источников утратил доверие к губернаторам — доверие к ним жителей постепенно возвращается к доковидному уровню. Да, в рейтинге есть и аутсайдеры с репутацией, которой уже ничего не поможет. Но 74 балла можно назвать хорошим результатом, который уже в меньшей степени позорит статус губернатора, чем полгода назад.
Отличники
Первое место вновь занимает губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Его результат 94 балла из 100.
Высочайшая онлайн-репутация губернатора обеспечена множеством собственных ресурсов в поисковом топе. В Google это несколько ссылок на сайт правительства. В Яндекс преимущественно социальные сети чиновника.
Это значит, что жители региона привыкли получать информацию с подконтрольных губернатору страниц, их активность и выводит эти страницы в топ. Таким образом губернатор сам решает, какая информация и в каком ключе станет у жителей наиболее востребованной.
Стоит отметить, что заслуги Олега Кувшинникова вполне закономерны — на свой странице ВКонтакте, которая занимает первое место в топе, губернатор активно общается с аудиторией, публикует в сторис ответы на вопросы жителей и даже записи своих телефонных разговоров.
Кроме того, Кувшинников — единственный губернатор, на аватаре которого в социальных сетях красуется фото в медицинской маске. Ответственность в сочетании с открытостью и приводят губернатора к лидерству в нашем рейтинге.
На втором месте расположился Дмитрий Миронов — глава Ярославской области. Его репутация в июне 2021 составляет 91 балл из 100, и это тоже всё ещё отличный результат.
В поисковой выдаче по запросу «Дмитрий Миронов» чуть больше нейтральных ресурсов, которые не оставляют однозначного мнения о губернаторе. Но собственных ресурсов, где жители могут получать информацию из первых рук, предостаточно.
Третье место — глава Удмуртской Республики Александр Бречалов и его 88 баллов репутации из 100 возможных. В поисковом топе губернатора также достаточно собственных сайтов и страниц в социальных сетях, но количество нейтральных ресурсов достигает пяти. В любой момент эти ресурсы могут уступить место негативной информации, что приведёт к падению репутации и станет отражением падения уровня доверия жителей.
Правило журналистской объективности (необходимость в другой точке зрения) не действует в поисковых системах. Аудитории не нужны две точки зрения, нужна лишь та, с которой можно согласиться. Поэтому все лидеры в управлении репутации стремятся к тому, чтобы занять поисковый топ собственными ресурсами и полностью контролировать, какую информацию получают пользователи.
Глава Республики Адыгея Мурат Кумпилов занимает 4-е место в рейтинге с результатом 87 баллов.
Социальные сети чиновника хоть и имеют большое количество подписчиков — не могут похвастаться высокой вовлечённостью, поэтому занимают в поисковом топе позиции ниже, чем, например, википедия, которую можно считать позитивной ссылкой, но для коммуникации с жителями её использовать не получится.
Социальные сети и собственный сайт — важнее стандартных позитивных ссылок с биографией, потому что информация в социальных сетях легко редактируется и можно часто обновляться, сообщая жителям актуальную повестку.
Замыкает пятёрку лидеров глава Новосибирской области Андрей Травников. Его репутация — 86 баллов из 100 возможных. Несмотря на наличие в топе собственного сайта, недостаточно высокая активность на страницах губернатора не позволяет им занять первые строчки в поисковой выдаче, а среди всех ссылок слишком много нейтральных ресурсов, которые не помогают репутации.
Двоечники
Антитоп рейтинга в этом месяце составляют следующие губернаторы:
Андрей Чибис, Мурманская область, 62 балла
Игорь Васильев, Кировская область, 60 баллов
Сергей Меликов, Республика Дагестан, 58 баллов
Алексей Дюмин, Тульская область, 55 баллов
Владимир Уйба, Республика Коми, 52 балла
Поисковые выдачи по запросу любого из этих губернаторов объединяет почти полное отсутствие позитивных или собственных ссылок в сочетании с негативной информации о скандалах в регионах. Судя по репутации, можно сделать вывод, что ни сами эти чиновники, ни их пресс-службы не занимаются репутацией и не заботятся о мнении жителей.