Изначально я хотел написать статью, которая будет объяснять, что в Quake 1 нужно поиграть каждому, но по мере написания, получилось чуть по другому :) Вышло, как вышло. Я пытался описать свои впечатления. И помните это только моё мнение, это не профессиональный обзор!
Первой моей видеоигрой была Quake 2, еще в далёком 2000 году. Отец посадил меня за компьютер и включил её, видимо чтобы отвлечь своё непослушное чадо. Серый дизайн, огромные пушки, мясо, тяжелая музыка сильно впечатлили трёх летнего ребенка, да настолько, что я просто не мог спать из-за кошмаров. Но оглядываясь назад я понимаю, что Quake 2 является чуть ли не лучшим шутером из старой школы. Её помнят многие игроки до сих пор. Даже технологию RTX впихивают, чтобы показать наглядно, как работает трассировка лучей.
А что первый Quake? За 23 года своей жизни я так к нему и не прикоснулся. Конечно интерес был, хоть и исторический. "Это же часть, которая выходила перед моим любимым Quake 2, она должна быть клёвой" - говорил я себе. Купил я Quake 1 давным-давно в Steam, так и не запускал до недавнего времени, а именно до выхода Remastered версии. Эту версию получили все, кто приобрёл оригинальный Quake в Steam, поэтому я не прошёл мимо.
Первое впечатление
Драйвовый музыкальный стартовый экран и главное меню меня сильно впечатлили. Хотел уже поскорее начать бой с демонами, но секунду. По демо ролику, при запуске игры, становиться понятно, что в игре преобладает коричневая палитра. Плохо это или нет, тут на все вкусы фломастеры разные, но мне зашло. Дизайн был не вырвеглазный, приятный, хоть и с ноткой старости. Quake 1 воспринимается, как ветеран видеоигр. Он повидал многое говно на своём пути и ему есть, что вам рассказать. А вы, как молодой никчёмный студент, стараетесь всё внимательно выслушать.
Хотел бы я тут описать сюжет, но... А оно вам надо? Мы крутой рейнджер, который всех и вся убивает на своём пути и этого вполне достаточно для Quake 1. Нам не нужны хитросплетения сюжетной линии, просто дайте нам оружие и мы с удовольствием пронесёмся, через всю игру. Игра выводит геймплей на первый план.
Первое и самое важно для шутеров любых годов, в игре просто фантастически воспринимается стрельба. Стрелять прикольно, быстро и сочно. Попадания фиксируются врагами, как толковые и прорисованные на ура, анимацией боли и страданий. Одни взрывы ракет чего стоят. Кстати, они являются боеприпасами, как для гранатомёта, так и для ракетницы.
Не менее приятно в игре двигаться. По умолчанию, из настроек убран режим покачивания камеры при ходьбе, поэтому движения главного героя воспринимаются быстро и манёвренно. Вы чувствуете, что можете увернуться от летящей в вас гранаты, отбежать и следом вернуться, чтобы кинуть уже свою гранату в обидчика, и это очень важно для шутера.
Дизайн уровней
Когда я начинал играть в Quake 1, я очень сильно боялся, что уровни буду запутанными, чересчур коридорными. Отчасти это оправдалось, но дискомфорта я не испытывал. Герой, как я уже писал выше, очень манёвренный и им очень комфортно исследовать каждый закоулок. К счастью, исследование вознаграждается спрятанными секретами, скрытыми дверями, телепортами в секретные зоны.
Искать секреты необходимо, чтобы вовремя пополнять запасы перед следующей схваткой с противниками.
Кстати, о противниках
В игре не очень большой реестр противников. Поправьте меня, если я не прав, но в то время Doom 2 обладал большим разнообразим врагов, что визуально, что геймплейно. Я насчитал не более 5 интересных противников. Не буду описывать каждого, я ведь тут не обзор пишу, да и так вам будет интереснее играть, но есть одна, на мой взгляд, проблемка... А именно количество затраченных патронов на убийство одного противника. То ли это было сделано намеренно, то ли действительно, что каждое оружие может подойти только для убийства определённых врагов.
Например, у нас есть двустволка. Ультимативное оружие в классических шутерах, но в Quake 1 она довольно слабая и подойдёт только для мелких врагов, уже огра убить будет тяжеловато. А есть пулемёт, который может убивать вообще всех и вся, но патроны к нему улетают со скоростью света. Баланс тут кривоват, и это может в начале игры обескуражить, но просто знайте, что беречь пулемёт надо на самых крупных.
И это я еще не рассказал о самых неприятных противниках. Например, есть тут один вид, слизни называются и обитают они на последних уровнях 4 эпизода. Вот вам мой совет, убивайте их сразу и желательно с ракетницы, а то потом просто не сможете в них прицелиться.
Ничего хорошего можно сказать и про боссов, благо их всего 2 за всю основную компанию. Если догадаться, как убить первого не составит у вас труда, то финальный босс... Лучше посмотрите прохождение на YouTube, и не мучайте себя. Почему разработчики думали, что это логично, я совсем не понимаю. Может я какую-то подсказку пропустил? Напишите в комментариях.
Но всё же, самое классное было и остаётся в Quake 1 то, что стрелять из всего списка оружия одно удовольствие! Арсенал оружия умеренный. От классического дробовика (нет пистолета! Хейтеры Doom Eternal в шоке!) до ультимативного оружия, которым я не рекомендую пользоваться в воде :)
Звуки
Хочу немного написать о звучании игры и саундтреке. В целом со звукам нет проблем, они олицетворяют драйв и ты, как игрок, постоянно чувствуешь прилив сил, когда погружаешься в геймплей. Когда ты стреляешь, то отлично чувствуешь выстрел. Когда взрывается граната взрыв ощущается, как взрыв.
Казалось бы, саундтрек должен вписываться в данную концепцию драйвового шутера, но... У id software были другие планы. Видите ли, по мере прохождения игры, можно сделать вывод, что стилистика Quake 1 представляет собой смесь из средневековья и космических технологий а-ля жанр sci-fi. И саундтрек этому покорно следует. Мы не слышим драйвовый рок, кроме стартового меню. Вся игра звучит нагнетающим эмбиентом. Плохо это или хорошо, должен решить для себя каждый игрок, мне например, очень даже зашло. Потому что с точки зрения общей картины происходящего, саундтрек гармонирует с визуальной частью игры и он не раздражает. С другой стороны, если бы мы услышали рок, допустим как в Quake 2, то возможно это выглядело бы немного глупо. Драйвовый рок и средневековые части игры, хм... не очень гармонирует, правда?
Уровни сложности
Еще бы хотел отметить выбор сложности и эпизода игры. Выполнены они не классическим способом, как пункты стартового меню, а сделаны они отдельным смоделированным уровнем. Это даёт вам, казалось бы такую мелочь НО, свободу вашим действиям.
Вы всегда можете поменять уровень сложности, от которого тут зависит только количество врагов. Кроме правда Nightmare, в котором у главного героя только 50 здоровья и аптечки будут лечить вас хуже. Жаль я так на нём и не поиграл из-за того, что он спрятан :( Подсказку, где его найти, я оставил на одном из скриншотов :)
И принцип выбора эпизода такой же. Хотите начать с финального эпизода и закончить первым? Пожалуйста, вам налево, потом направо. Казалось бы, действительно мелочь, а чертовски приятно, что выбор оставили за игроком. Да еще и классно оформили с визуальной стороны.
Пару слов про интерфейс
Не хотел бы обделить интерфейс. У нас изначально стоит переработанный интерфейс и на мой взгляд, он самый удобный из возможных. Старый вариант оказался громоздкий и переполненный информации. Всё, что вам надо это состояние брони, здоровья и актуальное количество патронов у выбранной вами пушки. Плюс еще и старый интерфейс сужает вам поле видимости.
Вердикт
Remastered Quake 1 оживляет заслуженного ветерана шутеров. Сейчас вы можете поиграть в игру на всех актуальных платформах, да еще и с удобным управлением. Стоит оно того? Если вы еще не поняли, скажу прямо, да стоит. Я потратил на игру шесть с половинной часов и ни о чём не жалею. Уже хочу пройти все DLC, но это в будущем времени. А пока, классическая компания Quake 1 не заставит вас скучать, ведь самую главную цель игра выполняет. Это забористый шутер, в который очень приятно и удобно играть.