Сегодня речь пойдет о станции «Кунцевская» (проектное название «Можайская»), строящейся на западе Большого Кольца. Открытие станции в составе участка «Мнёвники» - «Каховская» запланировано уже в ноябре этого года. Сначала традиционно поговорим о проекте, а затем осмотрим весь станционный комплекс.
Здесь уже сложился довольно загруженный транспортный узел - станция строится аккурат между двумя транспортными системами: с северной стороны от «Кунцевской» расположились одноименные станции метрополитена Арбатско-Покровской и Филевской линий, а с юга - ж/д платформа «Кунцевская» («Кунцево-1») Белорусского направления МЖД (МЦД-1). Вплотную справа - Рублевское шоссе.
Таким образом, строящаяся станция БКЛ, кроме своей основной функции, является также и своеобразной связкой станций Арбатско-Покровской и Филевской линий с станцией МЦД. Правда, переход запроектирован только через платформу станции. И вот здесь-то кроется подвох от проектировщиков - платформы на станции расположены по бокам и довольно узкие, вдобавок из-за отказа от несущей стены между путями на них еще добавились довольно массивные колонны.
Но и это еще не все - облицовочные плиты крепятся не на сами колонны, а на подсистему, тем самым съедая еще больше пространства на и без того узкой пассажирской зоне станции.
Но справедливости ради скажем, что платформы столь узкие не на всем их протяжении, а только вместе примыкания лестничных сходов из вестибюлей и на переходы между платформами. Потенциально узкие места на платформах можно рассмотреть на чертеже:
И все же такое архитектурно-планировочное решение вызывает большие вопросы. Если станция проектируется в крупном пересадочном узле для большого потока пассажиров, как можно закладывать такие узкие, потенциально "пробочные" места? И главное, если в проект были добавлены колонны, почему нельзя было сделать саму станцию (сам котлован) чуть шире? Проектировщиком однозначно минус.
И еще один феномен нашего времени: изначально станция получила название «Можайская» и для нее даже был разработан соответствующий проект отделки с отсылкой к продукции Можайского молокозавода.
Но затем было принято решение о наименовании всех транспортно-пересадочных узлов Москвы по одноименному принципу - таким образом, все станции в рамках одного узла должны носить одно имя. Открылось 3 «Нижегородских», вместо «Нижней Масловки» появилась 2 «Савёловская», вот будет 4 «Кунцевских», за много лет все уже начали привыкать к новой системе... и вдруг на юге БКЛ появляется станция «Воронцовская», которая по всем правилам должна стать «Калужская». Просто из-за того, что кому-то так захотелось...
Оставим это название на совести тех, кто принимал это решение, внеся очередную путаницу (ведь все остальные станции на БКЛ остались с названиями тех станций, на которые имеют пересадку). Вот и наша «Кунцевская» БКЛ свое название сохранила. А вот актуальный рендер:
А теперь начинаем нашу экскурсию. Сперва окинем взглядом площадку с высоты птичьего полета:
Наземный северный вестибюль. Через него же будет осуществляться и пересадка на одноимённые станции Арбатско-Покровской и Филëвской линии. По нашей информации, этот вестибюль вместе с пересадкой не успевают подготовить к открытию станции, поэтому вероятно он будет сдан в эксплуатацию позже - через несколько месяцев после открытия.
На здании вестибюля ведется монтаж подсистемы под отделку наружных стен, а вот гидроизоляции верхнего перекрытия и монтажа вентиляционного оборудования пока не наблюдается. Началось благоустройство, по центру видно очертание большой клумбы.
Котлован эскалаторного наклона, ведущего от станции к северному вестибюлю, практически полностью засыпан, над ведутся работы по устройству ливневой канализации.
Вид на центральную часть станционного комплекса, здесь завершена обратная засыпка и ведется сооружение многочисленных венткиосков оригинальной круглой формы. Форма вентиляционных киосков поддерживается клумбами также идеально круглой формы. В местах, где строительные работы полностью завершены ведется мощение дорожек и прокладка ливневки.
Южный вестибюль (выход к Северному Дублеру Кутузовского Проспекта и одноимённой станции МЦД-1).
Этот выход точно будет готов к открытию станции. Хорошо видна разница высот. Поскольку вестибюль построен в уровне дороги и находится на возвышении, от него к проходам над остальной частью станции ведет лестница.
Все входы на станцию расположатся только на одной стороне Рублевского шоссе. Выходов к домам на противоположной стороне не будет.
Спускаемся в южный вестибюль.
Снаружи он пока еще не отделан.
А вот внутри уже кипит отделка.
Вид в обратную сторону:
Ступеней здесь очень много. Можно даже посчитать: лестница с уровня платформы на уровень вестибюля, одна лестница из трёх маршей в павильоне и ещё три марша в самом пешеходном переходе.
В самом подуличном переходе также строится ответвление - коридор с заделом на пересадку "сухие ноги" на станцию МЦД-1, чтобы из метро можно было переходить сразу на платформы ЖД, не выходя на улицу:
Этот переход построен на перспективу, по выходам на саму станцию МЦД работы не ведутся и для пассажиров он будет закрыт. О перспективных выходах напоминает только соответствующий плакат.
А мы подходим к южному вестибюлю:
В вестибюле уже установлены турникеты:
Далее на станцию ведет эскалаторный наклон. Глубина заложения станции - без малого 30 метров.
Текстура панелей отделки довольно необычная:
Взгляд в обратную сторону:
Спускаемся на платформу. Это самая узкая лестница - ширина 1,8 м (является минимальным значением по нормам) - спуск из южного вестибюля (со стороны станции «Кунцевская» МЦД-1) на платформу в сторону станции «Терехово».
Самые широкие лестницы с обеих платформ находятся в северной части - они ведут в северный вестибюль (пересадочный на одноимённые станции Арбатско-Покровской и Филëвской линии).
Станция с непривычными для московского метро береговыми платформами - платформы расположены по бокам, а поезда ходят посередине.
Перейти между платформами можно будет по этому мостику:
Отделка платформы станции выполняется панелями из архитектурного бетона "Терраццо".
Выглядит, по крайней мере, необычно:
Основной дизайнерской "фишкой" в оформлении станции стали огромные монументальные светильники - "люстры".
Так "люстра" выглядит без плафона:
И с подсветкой :)
Уже смонтированы буквы с названием станции - они здесь более чем скромные.
Отделочные работы близки к завершению.
Напоследок вид с переходного мостика:
Интересный момент, что лучший ракурс ракурс на станцию открывается именно с путей :)
Кстати, на одну из платформ станции уже ступала нога мэра в день технического пуска 11 сентября.
А теперь осмотрим северный вестибюль. Здесь нас интересует готовность не только самого вестибюля, но и пересадки на действующие «Кунцевские». С внешней стороны ведется монтаж утепления и подсистемы под облицовку:
Здесь будут входить пассажиры:
Входим внутрь.
Здесь также вовсю идет отделка.
А здесь встанут турникеты:
Архитектурное решение в центральной части вестибюля вторит платформе:
Эскалаторы на платформу:
Найти их пока не так просто...
В этом же здании находится коридор, который ведет к пересадке на станции Арбатско-Покровской и Филевской линий.
Пересадка будет стыковаться с действующим стеклянным переходом между двумя наземными платформами «Кунцевских»
Как место стыковки выглядит с обратной стороны, из действующего перехода:
И снизу:
И здесь, конечно же, без дополнительных ступеней не обошлось:
В заключение, еще немного благоустройства на поверхности.
Работы еще очень много.
Отметим, что фото сделаны неделю назад, сейчас готовность прилегающей территории получше.
Ведется облицовка венткиосков.
И разлом верхней части стены в грунте - стенок, ограждающих открытый котлован, в котором строили станцию, от грунта с внешней стороны:
На этом всё. Спасибо за то, что дочитали до конца!
Больше информации и новостей о развитии Московского метрополитена можно найти в нашем сообществе ВКонтакте: https://vk.com/razvitie_metro_msk