Найти тему
Исторические напёрстки

Сибиряки! Кто из «чалдонов» будет?

Оглавление

До самой Великой Отечественной войны русское население Сибири с большим юмором делило себя на «чалдонов» и «самоходов», придумывая всякие озорные небылицы друг про друга. Самым простым тестом на принадлежность к « старому сибиряку» (чалдону) был такой: они употребляли в разговоре старорусское «комони», а не привычное уху великоросса «кони».

Или просили вслух посчитать до десяти. Так точно выявляли тех, кто утверждал по пьяной лавочке: «мои деды тута ещё до Ермака хаживали». Но только настоящий чалдон мог знать ответ на безобидную головоломку. Бодро начиная тарабанить: един (один), пара (два), ерахты (три), барахты (четыре), чивильды (пять), евольды (шесть), по-пусту (семь), по-насту (восемь), дакинь (девять), вчкинь (десять).

Другой особенностью, по которой этнографы Академии наук в XIX веке безошибочно определяли сибирского (большей частью енисейского) чалдона, так по хорошо слышимым в речи видоизменённым древнерусским словам. Когда «выбрасывались» или заменялись отдельные звуки. Восподин — господин, знат — знает, играм — играем, гулям — гуляем. Был и особый лингвистический шик с длинными шипящими: чашша, шшавель, шшиколда.

Многие слова употреблялись с добавлением отдельных, как бы своей жизнью живущих сочетаний «чи» и «ка»: помогчи, легчи, волокчи, пекчи, секчи, берегчи, на-ка, возми-ка, нету-ка, выйди-ка, найди-ка и т.д.

Другим признаком чалдона была их небывалая вежливость в обиходном общении. В первой половине XIX в. Александр Петрович Степанов, первый Енисейский губернатор и знаменитый калужский краевед, восхищённо писал:

«Выговор сибирского старожила-челдона нежнее, в разговорах более учтивости (ветляности) нежели в петербургском салоне… Крестьянка всегда говорит своей подруге «Вы». Обращаются: Здравствуй, часом братан!».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Этнографы ещё в царское время заметили: ряд топонимов Сибири имеют русские корни, явно названы ещё до прихода казаков Ермака. Так впервые появились мысли, что чалдоны — очень древняя народность, отделившаяся от общего славяно-русского древа в незапамятные времена. Жили укладом первых, говор использовали — вторых. В 1549 году в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн описал Сибирь и поместил в Среднее Приобье область, которую назвал Лукоморье. В своей работе австриец опирался на какой-то неизвестный нам путеводитель:

«…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».

Сами чалдоны были уверены: их предки жили в Сибири задолго до прихода атамана Ермака Тимофеевича, который перешёл Каменный Пояс (Урал) лишь в 1581 году. Иной раз подтверждали родословные бойким перечислением имён (и мест жительства) своих предков… на 12-15 колен до «покорения Сибири». Это тоже стало визитной карточкой чалдонов, прекрасное знание собственной генеалогии, на манер азиатов-кочевников.

Хотя внешне они описывались обычными европеоидами со светлыми глазами, в их лицах великороссы чётко видели монголоидные черты. Смуглая кожа, широкие лица, иногда — узкий разрез глаз. А заметив частые смешанные браки чалдонов с сибирскими аборигенами, казаки-первопроходцы стали называть их «желтопупыми». В ответку получив — «вытараски» (пучеглазые).

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Откуда?

Первые русские, согласно классической историографии, пришли в Сибирь следом за Ермаком, в XVI веке. Но время появления там чалдонов, по современным научным историческим данным, точно не определено. Хотя было записано немало изустных чалдонских легенд о жизни в до-ермаковской Сибири… изучение вопроса, по неясным научным резонам, обходили стороной.

Некоторые образованные люди Российской империи говорили: мы наблюдаем на примере этих странных людей жизнь славян. До возникновения княжеской централизованной власти. Легко читается строжайший родовой уклад, общинное землевладение, отсутствие даже намёков на единоличную власть. Эту версию немедленно списали на монгольское нашествие, угон пленников в восточные Улусы империи Чингисхана. Так русские беглецы или вольноотпущенники формировали своё «чалдонство» с конца XIII века.

Постоянно получая национальную подпитку из «татарского полона» сибирских ханств, беглых людей с Руси, первых волжских казаков и «еретиков», преследуемых Православием. Постоянно смешиваясь с представителями коренных народов Сибири.

Но пока излишне смелые данные этнографии и археологии говорят: скорее всего, был какой-то первоначальный массовый исход. Освоение сразу нескольких сибирских рек ещё в начале XIII века, до прихода на Русь Батыя. Некоторые энтузиасты договорились до того, что призывают считать чалдонов… одним из коренных народов Сибири.

Очень может быть. Но пока неясным остается этимология слова «чалдон». Звучащее для нашего уха чуть насмешливо. На родном Урале носит уничижительный оттенок, являясь безобидным… но ругательством. Что понятно. Чалдоны, как и прочие «коренные сибиряки» русских переселенцев не особо привечали, встретили враждебно. До самого начала ХХ века старательно отмежевывались от «самоходов».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Основные версии

происхождения названия такие:

  • чалдон — сокращение от словосочетания «человек с Дона»;
  • чалдоны — люди, прибывшие с Дона на челнах (ладьях);
  • чалдон — просто «человек с реки». Потому что «река» и «вода» в скифо-сарматских языках — это «дон»;
  • чалдоны — это жители конкретного места. Которые ушли в сторону Сибири из междуречья Чалкая (река Чаля) и Дона;
  • челдон (чолдон) — по мнению Владимир Даля заимствовано из монгольского языка и означает «бродягу, беглого»;
  • чолдон — произошло от монгольского «шолдон» (презираемый, негодный человек);
  • челдон — это трансформация слова «челядь» (слуги).

Выбирайте на свой вкус, как говорится, господствующей точки зрения тут нет. Но придётся исключить… самое главное толкование, от уважаемого всем научным миром В.И. Даля. Откуда он взял слово «челдон» — полная загадка.

Есть очень обоснованное мнение, что «Словарь живого великорусского языка» использовал крайне редкое обозначение чалдонов — забайкальскими первыми казаками. Которые не жили долго в Сибири, явно придя из степей Оренбуржья Где, действительно, на слуху было созвучное «чолдон/челдон». Но авторитет Даля высок, его мнение оказывается решающим для современного учёного мира…

Хотя совершенно определённо в ермаковские времена слово «чалдон» не использовалось в самоназвании. Есть упоминания о встреченных на реке Иртыш «самарьятах» (самарах). Которые абсолютно на вид — русские, живут странным полу-казачьим укладом и утверждают… пришли с реки Самары (приток Днепра).

Этих самых «древних» чалдонов современные этнографы легко выделяют из общей массы многочисленных «казацких». Помогает речь. Называют они себя «чалдон», а не «челдон», «чело» у них — «чало», «человек» — «чаловик». Постоянно смеются, если другие чалдоны говорят эти слова с буквой «и» или постоянно вставляют «ча» и «ка» в свою речь: игород, игурцы, да ка, ча пошто, та ты ча… и так далее.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Не о чалдонах ли

говорят некоторые письменные памятники и странные археологические находки новейшей истории? В 1597 году царь Фёдор Иоаннович послал на «Мангазею и Енесею» Фёдора Дьякова с товарищами «для проведывания этих стран и для обложения тамошних инородцев ясаком». Через год отряд вернулся. Удивив царский двор рассказом: там давно объявились некие русские люди, собирают ясак от имени государя.

Археологами подняты в районе самарской Оби русские кольчуги, перстни с узорами, элементы древнерусских колчанов. В Приобье найдены предметы XIII-XIV, которые явно связаны с Русью: фрагменты характерных горшков из вятических земель, фаянсовые голубые бусы, мечи, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты. Это нестандартный набор для быта народов Зауралья.

Летописи фиксируют появление воевод Александра Абакуновича и Степана Ляпы из вятско-новгородских ушкуйников на Оби ещё в 1363 году. Не их ли боевые товарищи стали первыми осваивать Сибирь задолго до Ермака? Ставя острожки, налаживая торговлишку «рухлядью пушной»? Принимая всех беглых и авантюристов, не желавших жить под княжеской железной рукой…

О следе ушкуйников говорят многие неписанные кодексы поведения и особенности быта чалдонов. Маниакальная тяга к независимости и свободе. Задолго до появления казаков и «самоходов» из России, чалдоны ставили очень любопытные дома. Крайне малозаметные насыпные холмики скандинавов, под которым находилась вместительная деревянная изба.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Именно чалдонам принадлежит практика раскидывать вдалеке от своих поселений сеть землянок, которые являются «охотничьими и рыбачьими домиками». Этому они научили даже сибирских татар. С вежливой привычкой оставлять там небольшие запасы еды, шкур, примитивной посуды. На случай, если кто вынужден будет спасаться от непогоды в тяжелые времена. «Самоходы» этим повадкам тоже учились. Но никогда не преуспевали, как чалдоны, в пушном промысле, охоте или товарном рыболовстве. Земледельцами были.

Как только покорение Сибири было закончено, избы чалдоны стали ставить открыто. Сразу обратив внимание на их нетипичное для великороссов устройство. Во-первых, изба была непривычно большой. Сибирская «чалдонка» состояла из двух, объединённых в один дом, частей. Напоминала гармошку. Правая сторона начиналась входом с обширными сенями, вела в женскую кухню. Дальняя, левая часть дома называлась «божницей». Срубы напоминают теремные новгородские.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Особенностью чалдонских традиций был категорический запрет на появление мужчины в «женской половине» избы и на кухне. Даже сопливому пацану и убелённому сединами главе рода там не разрешается ничего трогать, дабы «не осквернить». Прикоснуться к кружке нельзя, чтобы попить воды. Неудобство устраняется традицией, когда подле кухни всегда найдется бочонок свежей воды с ковшом.

Право приготовления пищи и её подача, лекарственные настои, мытьё посуды и домашняя уборка — прерогатива и священное право женщин. Она не имеет права пользоваться «мужскими инструментами», заходить на хозяйственную «мужскую половину». Это обычно утеплённые сараи со всяким бытовым скарбом. Нельзя брать в руки косу или молоток. При этом замужние чалдонки ходят на охоту и рыбалку, мальчишки и девчонки вместе пасут скот и бегают купаться.

В религиозной традиции у чалдонов бытовало старообрядчество или любопытное троеверие. Причудливая смесь примитивного христианства с язычеством (славянским и местным аборигенным). «Красный угол» с иконами обычных русских «самоходов» у них назывался «божницей». Там вполне мирно уживались несколько резных божков и Николай Угодник. Уронить что-либо из этого странного алтаря — страшное преступление, «божа обидится».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

С ростом великорусского присутствия полу-языческих чалдонов облагали двойной данью. Как впрочем и православных христиан-староверов («кержаков»). А были ещё и чистые язычники-чалдоны, с товарищем Христом никак не знакомые. Русские, кстати, не аборигены Сибири.

Выводы.

Загадок немало с этими чалдонами. Если упрощённо подойти к явлению, становится понятно: чалдон — это житель Сибири, имевший в своей родословной несколько поколений предков, бывшими совершенно свободными людьми. Жили сначала полу-языческими общинами. С XVI века сюда устремляются старообрядцы, появляются таёжные храмы, скиты, даже монастыри.

Среди чалдонов наблюдалась всеми воеводами и царскими чиновниками — почти стопроцентная мужская грамотность, частичная — женская. К сожалению, до нас не дошли сотни сожжённых в XVIII веке рукописных книг, интересно бы узнать… что там таёжному гнусу они почитывали. Особенностью чалдонов стало стойкое неприятие переселенцев, власти светской и особенно — церковной.

Многие поселения отличались собственными диалектами. Порой даже обиходные предметы, природные явления и общие понятия называя словами, отсутствующими в русском лексиконе. Или уходящими в древнерусские говоры.

Вторая волна чалдонов легко понимаема, появилась после Ермака, большой приток состоялся во времена Смутного Времени, непрерывно шёл после него. Конспирологи Раскола утверждают: старообрядцы со времени протопопа Аввакума целенаправленно создавали здесь некое религиозное подполье. По нему распространялась литература, деньги, продукты, одежда в места постоянного обитания староверов.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Общины из глухих районов Русского Севера, с Волги, Дона и Урала чуть ли централизовано перебирались в Сибирь, как только «ходоки» и первопроходцы устраивали в Сибири новые поселения. Что-то сходится, так поступали с 1720 года «кержаки» Нижегородщины, плотно заселив за десятилетие Пермский край. Потом двинувшись в Сибирь, дальше на Алтай.

Антропологически и генетически чалдоны должны были являться, с одной стороны, обычными русскими. Прошедшими процессы смешения с коренным населением Сибири и вобрав в себя кровь беглых каторжан, казаков и даже калмыков с башкирами. Однако, каких-либо внятных исследований генетики не проводится. Не встречал, во всяком случае. Что очень странно. Классическую историю опасаются тронуть? (шутка).

-10

#история России #народы Сибири #чалдоны #освоение Сибири #казачество #Ермак #старообрядцы #церковный Раскол #Смутное время #загадки истории