Дети страшатся взрослеть, старики страшатся умирать. Все убеждены, что знают, что произойдет, и не хотят этого. Но ребенок не может знать, каково быть взрослым, а старик не может знать, какого быть мертвым. Ребенок просто видит, как ворчит и болеет старик, а старик видит, как тело погружают в землю. Никто не хочет неизбежного исхода. Все хотят, чтобы все оставалось, как есть.
Никто не хотел умирать, все хотели жить вечно ~ "Лето, прощай"
В основе всякой тоски лежат перемены. Иногда перемены - к лучшему, они не вызывают негативных эмоций, но есть перемены, которых мы бы хотели избежать. Мы тоскуем по тому, что потеряли. По месту, которое покинули. По людям, которые умерли.
Над всеми нами, над нашими чувствами и страхами стоят природа и время. И им плевать на человеческие переживания. Для них конец жизни так же важен, как и начало, как и середина, как и любая ее часть. Все у природы равно.
И все, что у нас есть, дается на время, и однажды все приходится вернуть. А не вернешь, так заберут. Поэтому лучшим вариантом будет готовность отдать все в любую минуту. И тогда не будет тоски. И тогда прощание может быть не таким травмирующим.
В строках романа Рэя Бредбери "Лето, прощай" таится одна интересная формула.
"Прежде чем научиться отпускать, научись удерживать. Жизнь нельзя брать за горло - она послушна только легкому касанию. Не переусердствуй: где-то нужно дать ей волю, а где-то пойти на поводу. Считай, что сидишь в лодке. Заводи себе мотор, да сплавляйся по течению. Но как только услышишь прямо по курсу крепнущий рев водопада, выбрось за борт старый хлам, повяжи лучший галстук, надень выходную шляпу, закури сигару - и полный вперед, пока не навернешься. Вот где настоящий триумф. А спорить с водопадом - это пустое".
В этой формуле сделаем подмену слов: реку заменим на жизнь, мотор лодки на сердце, лодку на тело, а водопад на смерть: "Считай, что ты в теле. Заводи свое сердце, да сплавляйся по жизни. Но как только услышишь прямо по курсу крепнущий рев смерти, выбрось за борт старый хлам, повяжи лучший галстук, надень выходную шляпу, закури сигару - и полный вперед, пока не умрешь. Вот где настоящий триумф. А спорить со смертью - это пустое". Теперь метафора становится более прозрачной. Это формула об искусстве достойно принять неизбежное - без страха и сожалений. А что дальше? Река продолжает течь и после водопада. Только по реке не плывет твоя лодка. И это не должно быть грустным. Это не грустно для времени и природы, это естественно. Твоя лодка лежит на дне и становится частью реки. И ты становишься частью реки.
Вначале жизнь дает нам все. Потом все отнимает. Молодость, любовь, счастье, друзей. Под занавес это канет во тьму. У нас и в мыслях не было, что ее - жизнь - можно завещать другим. Завещать свой облик, молодость. Передать дальше. Подарить. Жизнь дается нам только на время. Пользуйся, пока можешь, а потом без слез отпусти. Это диковинная эстафетная палочка - одному богу известно, где произойдет ее передача.
А ведь и правда: разве каждый из нас не знает о смерти? Разве каждый не знает, что жизнь полна перемен? Так почему же нам каждый раз так больно? Почему каждый раз это подвергает нас в шок? Думаю, дело в том, что, хоть мы и знаем о недолговечности всего сущего, мы не хотим этого осознавать. Знаем, но не верим. А нужно изменить свое отношение, потому что то перемены неизбежны. Смерть неизбежна.
Так как же избавить себя от тоски? Вывод, пожалуй, такой. Принимать то, что дается, надо без собственничества. Из-за того, что мы живем так, словно собираемся жить вечно, все, что имеем, отдавать не собираемся. Но время никогда не спрашивает, оно просто берет. Сначала дает, а потом забирает. Проблема человека - потребность в вечности. А вечности в мире, может, и нет.
Благодарю за внимание!
Малыш Тит.
#самопознание #рецензия на книгу #рэй брэдбери #смерть #психология жизни #перемены в жизни