Волоколамка и Ленинградка - две московские магистрали, ставшие символом бессмысленного дорожного строительства имени Лужкова, а также ярким примером того, что увеличение количества полос не сокращает пробки, а порождает их в ещё большем количестве. И я знаю, как сделать пробки на Ленинградке немного меньше! Ну, или не сделать, но при этом немного упростить жизнь тем, кто на автомобиле не ездит.
Вы на канале Блог ЖД Фотографа. Да, я пишу не только о железной дороге и фотографиях, а ещё и об устройстве наших дорог, и сегодня у меня на обзоре транспортная развязка рядом с метро Сокол, где Ленинградский проспект делится на Волоколамку и Ленинградку. Уверен, этот концепт оценят по достоинству все участники движения, особенно, пассажиры автобусов и велосипедисты.
Я рассмотрю потоки, двигающиеся в направлении области. Сейчас эта развязка выглядит примитивно: вправо на ленинградку уходят две полосы, в которые упирается поток из пяти полос, сворачивающий с Проспекта. Это приводит к непролазным пробкам в вечерние часы пик, через которые порой даже на велосипеде не протиснешься. Представьте себе - да, я езжу там на велосипеде.
Полюбуйтесь на эту картину сами: все желающие уехать в условные Химки стоят, при этом полосы, ведущие на Волоколамку, пустые: туда едут считанные единицы автомобилей, а также автобусы 904, Т70 и другие.
На этом "перекрёстке" неудобно абсолютно всем:
Автобусу - он вынужден протискиваться через пять полос стоящих автомобилей, что сильно бьёт по его средней скорости. В свою очередь, автобус, перестраивающийся через пять полос и сам является источником пробок для автомобилей, не говоря уже о том, что лишние перестроения создают риск ДТП.
Автомобилям - они вынуждены пропускать автобус, тем самым замедляясь и ещё больше увязая в заторах, да и сужение из пяти полос в две не играет им на руку.
Велосипедистам иногда надо свернуть с Ленинградского проспекта на Волоколамку. Учитывая, что ПДД запрещает велосипедистам поворот налево на дорогах, где больше двух полос, выходов я вижу два:
1. На свой страх и риск перестроиться в третий ряд и заехать на путепровод, соблюдая меры предосторожности - смотреть в зеркало и убедившись, что автомобили уступают дорогу. Лично я так и поступаю, но 99 процентов велосипедистов побоятся это делать, что вполне оправдано.
2. Проехать опасный участок в автобусе. Если на дороге пробка, это будет сильно дольше, даже если отбросить его ожидание на остановке, а ещё в автобусе может быть занята накопительная площадка, и вы в него просто не войдёте с велосипедом. Да и денег за проезд жалко отдавать.
Забыл про пешеходов. Для них дорожки, по которой можно пройти с Ленинградского проспекта на Волоколамку, вообще нет, разве что обход через Ленинградку с надземным переходом.
Итак, вы убедились, что развязка на Соколе в том виде, в котором она существует сейчас, неудобна вообще для всех. Пользоваться ей можно только в непиковое время и лишь двум категориям из четырёх - автобусам и автомобилям. Велосипедисты, в теории, тоже могут проехать, но решатся на это единицы.
Что можно сделать?
Думаю, взгляда на схему достаточно, чтобы понять мою идею и увидеть, что от такого нововведения выиграют абсолютно все участники движения:
1. Автобус попадает с Ленинградского проспекта на Волоколамку не путём многократного перестроения через многорядный поток автомобилей, а сразу, по разрешающему сигналу светофора. Да, ему придётся немного подождать, и для этого нужно продумать фазы светофора, но так, очевидно, безопаснее и понятнее для всех.
2. Так же поступают велосипедисты. Дождавшись разрешающего сигнала на выделенную полосу, они спокойно сворачивают на Волоколамку без необходимости перестраиваться через три ряда автомобилей, пока поток стоит на красном.
3. Пешеходы, которым надо на Волоколамку, будут переходить по зебре, пока стоит поток автомобилей и едут автобусы. Сейчас такого пути у пешеходов вообще нет. Точнее, есть - через Ленинградку и трёхэтажный пешеходный мост, но делать такой огромный крюк даже здоровый человек вряд ли захочет, что уж говорить про маломобильных?
4. Автомобилистам не придётся следить, надвигается ли на них сбоку автобус, не придётся уступать ему дорогу, не придётся дышать его выхлопами, когда он будет проезжать мимо них, пуская газы в открытое окошко. Они просто встанут на красном и спокойно подождут, пока повернут автобусы. Да и на их времени в пути мой светофор сильно не отразится. Какая разница, стоять на светофоре, или уткнувшись в попки впереди стоящих автомобилей?
Две левых полосы, уходящих на Волоколамку, можно оставить без светофора, а то и вовсе одну из них убрать. Автомобилей по ним едет ничтожно мало, и они могут разъезжаться с автобусами, руководствуясь правилом правой руки.
Чтобы водители автомобилей сильно не расстраивались, можно запрограммировать светофор таким образом, чтобы движение он перекрывал только когда появляется автобус или пешеход. Автобус активирует светофор с помощью системы "умный перекрёсток", а пешеход и велосипедист - нажатием на кнопку. При этом, конечно, нужно заложить минимальное время проезда для Ленинградского проспекта, чтобы не останавливать поток каждую минуту.
Надо сказать, что в Москве уже есть опыт поворота автобусов налево из правого ряда около метро Павелецкая на Садовом кольце. Причём, здесь автобус пересекает не три полосы, как у меня, а целых восемь, и ничего, пробки от этого не увеличились:
Моя идея сделает Ленинградку чуть-чуть более пригодной для участников движения, не пользующихся автомобилями, при этом для её реализации не требуется существенных денежных затрат. Изменения разметки, один светофор с системой определения автобуса и кнопкой вызова для пешеходов и велосипедистов, а также труд нескольких проектировщиков не будут стоить Москве каких-то значимых денег.
Продолжать доказывать пользу от этого решения считаю бесполезным, и так очевидно, что благодаря ему мир станет лучше. Но если хотите - попробуйте переубедить меня в комментариях, кто сможет сделать это аргументированно и без оскорблений - будет молодец.
А ещё я предлагаю сделать аналогичную схему движения не где-то там, а у стен Московского кремля! Вот, посмотрите, какая классная идея: