С самого начала освоения Северной Америки европейскими державами Англия всегда отставала от Франции в части охвата индейских племен при меховой торговле. Лишь во второй четверти 18 века положение стало несколько выравниваться, пока наконец французы не были изгнаны из Канады в результате поражения в Семилетней войне (1757-1763).
Почему так происходило объясняет отличная аналитическая записка от современника, в которой автор на основании географических данных, трудностей региональной и мировой логистики, возможностей транспорта, истории, политики и дипломатических отношений, раскрывает суть конкурентной борьбы в меховой торговле между французами из Канады и англичанами из провинции Нью-Йорк.
Этот документ был написан на волне прений деловых и политических кругов провинции Нью-Йорк из-за возможного продления 3-х летнего запрета на продажу товаров индейской торговли жителями Нью-Йорка французам Канады. Я взял на себя труд его перевести и снабдить несколькими иллюстрациями.
Мемориал о меховой торговле в провинции Нью-Йорк
Представлено его превосходительству Уильяму Бернету, эсквайру, генерал-капитану и губернатору и т.д. Кадвалладером Колденом, генеральным геодезистом указанной провинции, 10 ноября 1724 года.
В последнее время принято считать, что жители провинции Нью-Йорк имеют такое выгодное месторасположение для ведения индейской торговли и имеют столько преимуществ в торговле в целом, что в их силах не только соперничать с французами из Канады, которые почти полностью захватили меховую торговлю в Америке, но и сделать невозможным для французов конкурировать с жителями этой провинции.
Выяснение истинности этого утверждения может иметь определенные последствия не только для богатства и чести британской нации (ведь хорошо известно, насколько ценна меховая торговля в Америке), но и для безопасности всех британских колоний в Северной Америке. Новая Франция (согласно французских претензий) простирается от устья реки Миссисипи до устья реки Святого Лаврентия, чем французы ясно дают понять свое намерение окружить британские поселения и отрезать нас от всякой торговли с многочисленными индейцами, повсюду расселившиеся по огромному североамериканскому континенту.
Англичане в Америке имеют очень веские основания опасаться этого замысла. Сейчас их вниманию доступна карта, опубликованная географом французского короля, на которой он самовольно установил границы владений Британской империи в Америке, и включил многие поселения Южной Каролины и Нью-Йорка в границы Новой Франции. А то, какие добрые услуги французы намерены нам оказать в отношение индейцев, сегодня слишком ясно показывают события в Новой Англии, где против наших жителей ведется индийская война.
Поэтому, я уже некоторое время изучаю сочинения французов и прочих людей, путешествовавших по Канаде, а также расспрашиваю индейцев, какие преимущества или недостатки имеют жители провинции Нью-Йорк в индейской торговле по отношению к французам. Поскольку все усилия, направленные на благо своей страны, извинительны, я не сомневаюсь, что мои намерения не вызовут неудовольствия вашего превосходительства, хотя я и не способен достойно осветить этот вопрос так, как он того заслуживает.
Я начну с Канады и рассмотрю, какими преимуществами она обладает в силу своего положения и прочим причинам.
Канада и внутренние моря
Канада расположена вдоль реки Святого Лаврентия, по которой пять великих озер (которые правильнее назвать пятью внутренними морями Северной Америки) несут свои воды в океан. Устье этой великой реки находится на 50 градусах северной широты, напротив острова Ньюфаундленд. Она вытекает из озера Катараки [Онтарио](самого восточного из пяти великих озер) примерно на 44 градусе северной широты и течет оттуда на северо-восток к океану, а ее длина от этого озера и до океана составляет около девятисот миль.
- Сегодня длину реки Св.Лаврения определяют от истока в озере Онтарио до устья - 743,8 мили или 1197 км.
Пять великих озер, которые сообщаются друг с другом и с этой рекой, простираются примерно на тысячу миль на запад вглубь континента. Те открытия, которые на сегодняшний день сделали французы, делают вероятным возможность наличия внутреннего прохода к Южному Морю [Тихий Океан] по рекам, которые впадают в эти озера и рекам, которые впадают в Южное море.
Способ перевозки товаров
Способ перевозки товаров по рекам Северной Америки и по всем их мелким притокам, а также по суше от притоков одной реки до притоков другой, был заимствован у индейцев, и это единственный метод*, который можно использовать в громадных лесах и пустынях [безлюдной местности], через которые вынуждены продвигаться торговцы при перевозке товаров от одного народа к другому.
Этот метод заключается в следующем: индейцы делают из коры березы длинную узкую лодку, составные части которой очень аккуратно соединены между собой. Такое каноэ, способное нести дюжину человек, легко переносится на плечах двух мужчин. Поэтому, когда они проходят по воде так далеко, как только могут (а это дальше, чем можно себе представить, потому что осадка их груженых каноэ не превышает 6 дюймов), они разгружают свои каноэ и несут и товары, и каноэ на собственных плечах по суше до ближайшего рукава реки, по которой они намереваются идти.
Таким образом, у французов имеются прекрасные пути сообщения со всеми странами, граничащими с рекой Святого Лаврентия и ее притоками, а также со всеми странами, граничащими с внутренними морями и реками, которые впадают в эти моря. Поэтому они могут перевозить свои товары через огромные участки суши, через которые не возможен никакой другой вид перевозки, кроме водного транспорта*.
* После достаточного изучения страны западнее Аппалачей, с 1730-х годов английские торговцы начали направлять караваны из вьючных лошадей, используя индейские тропы, проложенные по руслам пересохших ручьев и по бизоньим "дорогам".
Однако, это лишь наполовину отражает возможности французской торговли в Северной Америке. Множество притоков Миссисипи так близко подходят к рукавам нескольких рек, впадающих в великие озера, что в некоторых местах необходимо преодолеть лишь короткий сухопутный волок, чтобы попасть в соседнюю реку.
Как только французы попадают на реку Миссисипи, перед ними открывается громадное поле для торговой деятельности в южных областях Северной Америки, точно такое по размеру как и в северных. Если принять во внимание длину этой реки и ее многочисленные ответвления, то следует сказать, что с помощью этой реки и озер перед внутренним взором открывается такая картина внутреннего судоходства, с которой не может сравниться ни одна другая часть света.
Об экономике Канады
Французы с большим усердием основывают небольшие колонии и строят форты на всех значительных волоках между озерами, кроме озера Катараки (называемого французами Онтарио) и озера Эри, причем одна из Пяти наций наших индейцев [ирокезов], которую мы называем сенеками (а французы сононтуа), до сих пор отказывала им в праве возводить там какие-либо постройки.
Французы неустанно совершали исследования новых земель и вели торговлю с туземными народами, о которых англичане не знают ничего, кроме того, что они могут почерпнуть из французских карт и в книг. Бесплодные почвы и холодный климат Канады вынуждают большинство жителей искать средства к существованию, бродя среди индейцев или торгуя с теми, кто бродит.
* По сути это было не так, Канада даже экспортировала пшеницу, но меховая торговля сулила больше прибыли и как ни странно приключений.
Губернатор и другие должностные лица имеют лишь скудное пособие от короля, и не могли бы прожить, если бы не доходы, которые они имеют от этой торговли. Тоже самое и их священники, которые не могли бы найти средств для удовлетворения своих амбиций и покупки церковного убранства. Так что все головы и руки Канады заняты целью продвижения этой торговли, и самые одаренные из их людей считают самым верным способом продвинуться, путешествуя среди индейцев и изучая их языки.
О пользе религиозной пропаганды
Даже фанатизм и рвения некоторых горячих голов был использован в продвижении меховой торговли. Ибо правительство, благоразумно направило ярый пыл и рвение этих фанатиков на дело обращения индейцев в христианство. Многие миссионеры провели свою жизнь, живя в тяжелейших условиях, стараясь обратить индейцев в свою веру и заставить полюбить французскую нацию, в то же время не менее усердно представляя англичан врагами человечества.
Так что вся политика этого правительства, как гражданская, так и религиозная, искусно направлена на общее развитие меховой торговли. Действительно, французские культура и промышленные товары, особенно их религиозные миссии, настолько преобладают над всеми индейцами Северной Америки, что аборигены повсюду следуют в русле французской политики.
Даже наши собственные пять народов (ирокезы), которые ранее были смертельными врагами французов и всегда жили в безоговорочной дружбе с англичанами, в последнее время (благодаря работе французских священников) так далеко от нас отдалились, что несколько мохоков, которые ближе всего живут к англичанам, покинули свои жилища и поселились вблизи Монреаля в Канаде, а все остальные обнаруживают страх перед французской властью.
Такое положение дел во многом является заслугой священников. Свидетельство этому тот факт, что многие ирокезские сахемы [вожди], приходящие в Олбани, носят католические распятия, а те индейцы мохоки, что перебрались в Канаду, теперь известны французам и англичанам под именем "молящихся индейцев", поскольку у них принято ходить по улицам Монреаля с четками, молясь и прося милостыню.
Трудности навигации
Однако, несмотря на все эти преимущества, французы сталкиваются с трудностями, которые не могут устранить ни культура, ни промышленность. Устье реки Святого Лаврентия, и особенно залив Святого Лаврентия, расположены далеко на севере, и поэтому так часто подвержены штормам и густым туманам, из этого плавание по ним становится очень опасным, и никогда не предпринимается, кроме как в летние месяцы.
Ширина этого залива, а также множество сильных течений, которые в нем проходят, множество мелей и подводных камней, которые повсюду разбросаны по заливу и реке, и отсутствие мест для якорной стоянки в заливе, все это увеличивает опасность такого плавания. Так что путешествие в Канаду справедливо считается гораздо более опасным, чем в любую другую часть Америки.
Множество кораблекрушений, которые случаются во время навигации, являются слишком очевидными доказательствами истинности этого утверждения, особенно неудача нашей последней экспедиции в Канаду. Фарватер настолько сложен, а приливы и отливы настолько сильны, что после того, как суда входят в устье реки, они никогда не пытаются продолжить плавание ночью, даже при попутном ветре и благоприятной погоде.
Эти трудности столь значительны, что французы никогда не пытаются совершить более одного плавания в год в Европу или Вест-Индию. Хотя Канада географически ближе к Европе, чем любая из английских колоний, наши торговые суда успевают совершить по два плавания в год.
Навигация между Квебеком и Монреалем также очень опасна и трудна. В Квебеке приливная волна поднимается примерно на 18 или 20 футов, она вызывает такое сильное течение, что против него не может пробиться шестивесельная лодка. Река во многих местах очень широка, а судоходный канал напротив узок и извилист. Здесь много мелей и подводных камней, так что бывает ошибаются даже самые лучшие лоцманы. По этой причине суда, которые перевозят товары в Монреаль, вынуждены бросать якорь до ночи, хотя и ветер, и прилив благоприятствую плаванью..
Приливная волна не идет дальше города Труа-Ривьер, на полпути к Монреалю и примерно в девяноста милях от Квебека. После того, как суда минуют это место, они вынуждены бороться с сильным, речным течением, а для этого необходим крепкий, попутный ветер. Как и до Труа-Ривьер, суда вынуждены становиться на якорь с наступлением ночи, хотя ветер благоприятствует движению.
Из-за этих трудностей обычный переход занимает три или четыре недели, а иногда и шесть недель, хотя, есть шанс, что если попутный ветер продержится достаточно долго, то путь займет 5 или шесть дней.
После Монреаля движению препятствует мощный речной поток, пока, наконец, не начинаются озера. На всем пути, длина которого составляет около ста пятидесяти миль, приходится толкать каноэ с помощью шестов или тащить за собой на веревках по берегу. В пяти или шести различных местах река обрушивается на скалы с такой силой, что французы вынуждены разгружать свои каноэ и нести их на плечах. Они никогда не совершают это плавание от Монреаля до Катараки менее чем за двадцать дней, а часто требуется вдвое больше времени.
Здесь мы добираемся до озера, и мой замысел не ведет меня дальше, потому что все дальние индейцы, которые идут в Канаду, должны пройти мимо наших торговцев. Отсюда дорога в индейские страны точно такая же, как из Олбани, так и из Монреаля.
Трудности закупок
Помимо трудностей транспортировки, французы испытывают большие проблемы в приобретении основных товаров, предназначенных для индейского рынка. Ведь самая значительная и самая ценная часть их груза состоит из страуда, даффила, одеял и других шерстяных изделий, которые в Англии покупаются гораздо дешевле, чем во Франции. Страуды (которые индейцы ценят больше, чем любую другую ткань) производятся только в Англии и должны быть перевезены во Францию, прежде чем их можно будет доставить в Канаду.
Ром - еще одна значительная часть индейской торговли, которой нет у французов, потому что в Канаде нет товаров, пригодных для вест-индского рынка. Вместо этого они ввозят бренди, по гораздо более дорогой цене, чем ром, который можно купить в Нью-Йорке, хотя их ценность для индейцев практически одинакова.
Как правило, все товары, используемые в индейской торговле, за исключением пороха и нескольких безделушек, продаются в Монреале вдвое дороже, чем в Олбани. К этому также следует добавить, что французы вынуждены финансировать свое правительство в Канаде за счет индейской торговли. Я не особенно осведомлен об их пошлинах или поборах, но я уверен, что они обычно дают шесть или семьсот ливров за лицензию на одно каноэ, пропорционально его величине, чтобы отправиться с грузом в индейскую страну для торговли.
Далее я рассмотрю преимущества, которые жители Нью-Йорка имеют при ведении индейской торговли.
Преимущества навигации
Во-первых, торговые корабли, которые постоянно ходят в Англию, совершают свое путешествие в Лондон и обратно дважды в год, а те, что ходят в Бристоль (порт, откуда экспортируется большая часть товаров для индейской торговли), часто возвращаются через четыре месяца. Эти товары в Англии покупаются по гораздо дешевой цене, чем во Франции, перевозятся за меньшее время, с меньшими расходами и гораздо меньшим риском, о чем свидетельствует страховая ставка за плавание между Лондоном и Нью-Йорком, составляющая всего два процента.
Товары без труда доставляются из Нью-Йорка в Олбани вверх по реке Гудзон, расстояние составляет всего 140 миль, на всем протяжении реки русло очень прямое и глубокое, а также почти не имеет песчаных мелей* и подводных камней. Поэтому суда благополучно ходят по реке, как днем, так и ночью, а также имеют все преимущества приливной волны, как вверх, так и вниз по течению, так как приливная волна поднимается выше Олбани.
* Справедливости ради, на подходе к Олбани было достаточно много песчаных отмелей и сложный фарватер из-за островов.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что все виды товаров могут быть доставлены в Олбани дешевле, чем в Квебек, который к тому же находится в три раза дальше от индейской страны, чем Олбани. Чтобы еще больше утвердить истинность этого утверждения, мне достаточно отметить, что хорошо известно как в Нью-Йорке, так и в Олбани, а именно: почти все грузы, перевозимые французами в индейские страны, а также большое количество других товаров, предназначенных для использования самими французами, перевозятся из Олбани в Монреаль.
Только за один год было перевезено девятьсот штук страуда*, а также много других товаров очень большой стоимости. Расстояние между Олбани и Монреалем составляет около двухсот миль, которые можно пройти по воде, за исключением двенадцати миль волока между рекой Гудзон и Вуд-Крик, где французы перевозят свои берестяные каноэ по суше, и около шестнадцати миль между Шамбли и Ла-Прери, деревни напротив Монреаля. И хотя путь достаточно короток и легок, эти товары обычно продаются вдвое дороже, чем в Олбани.
В одной штуке сукна было около 20 ярдов (18 метров) ткани.
Из Олбани индейские торговцы обычно везут свои товары шестнадцать миль по суше до селения Скенектади на реки Мохок, плата за перевозку составляет девять шиллингов нью-йоркских денег или пять шиллингов стерлингов с каждой телеги. От Скенектади они перевозят товары на каноэ вверх по реке Мохок до волока между этой рекой и речкой [Вуд-Крик], впадающей в озеро Онейда, это место переноса* имеет длину всего три мили, за исключением сильной засухи, когда они вынуждены переправлять каноэ и товары на две мили дальше. Из озера Онейда они идут вниз по течению реки Онондаго [Освего] вплоть до озера Катарки.
* Этот волок впоследствии стал известен как Онейда-Кэрри. Сам путь выглядит следующим образом: р. Мохок-волок-р.Вуд-Крик-оз. Онейда - р. Освего - оз. Онтарио.
Расстояние между Олбани и озером Катараки (описанным путем) почти такое же, как между Олбани и Монреалем, и такое же, как между Монреалем и озером Катараки. Однако, путешествие проходит намного легче, потому что течение реки Мохок не такое сильное, как на реке Святого Лаврентия. К тому же на Мохоке нет порогов, кроме одного короткого, тогда как на р. Св. Лаврентия (как я уже говорил) нужно разгружать каноэ не менее пяти раз.
Отсюда следует, что товары для индейцев можно перевозить по столь же дешевой цене от Олбани до озера Катараки, как от Олбани до Монреаля. Таким образом, жители Олбани избавляются от всех накладных расходов за перевозку товаров до восточной оконечности озера Катараки, которые приходится нести французам, прежде чем они доставят их в то же место из Монреаля. Кроме этого, англичане имеют преимущество в дешевизне товаров.
Здесь опущу явный абзац с явным анахронизмом Колдена, по возможному наличию сквозного водного пути через страну ирокезов в озеро Эри, минуя водопады Ниагары.
Тот, кто сочтет за труд рассмотреть преимущества Нью-Йорка перед Канадой за счет приобретения товаров из первых рук, безопасной, быстрой и дешевой транспортировке из Британии к озерам, свободной от всех видов пошлин или налогов*, легко согласится со мной, что торговцы Нью-Йорка могут продавать свои товары в индейских странах по цене вдвое ниже, чем жители Канады, и получать вдвое большую прибыль.
* Преувеличение, купцы в Нью-Йорке платили в 1724 году 30 фунтов стерлингов за каждую тонну импортируемых товаров для индейской торговли.
Мое утверждение не вызовет сомнений у тех, кто знает, что в этом году страуды (основной индейский товар) продаются в Олбани по десять фунтов за штуку, а в Монреале - по двадцать пять фунтов*, и это несмотря на большое количество страудов, которые, как говорят, напрямую привозятся в Квебек из Франции, и большое количество, которое контрабандой перевозится из Олбани.
* До введения моратория 1720 года штука страуда из Олбани продавалась в Монреале за 13 фунтов 2 шиллинга и 6 пенсов.
Поэтому нельзя отрицать тот факт, что торговцам Нью-Йорка необходимо только приложить все силы к осуществлению этой торговле, чтобы полностью перенаправить ее в свои руки. Ведь во всем, кроме трудолюбия, промышленности и выносливости, англичане имеют большое преимущество перед французами. И конечно. все индейцы будут стремиться где только могут покупать дешевые английские товары.
Историко-политический аспект
Естественно, можно возразить, что если это правда, то как возможно, чтобы торговцы Нью-Йорка пренебрегали столь значительной и выгодной торговлей в течение столь долгого времени?
Отвечая на этот вопрос, я покажу трудности, с которыми столкнулся Нью-Йорк, изложив краткую историю страны, насколько она напрямую связана с индейской торговлей. Этот метод, как мне кажется, может вызвать меньше всего возражений и представить все в самом выгодном свете.
Когда эта страна (провинция Нью-Йорк) только перешла под власть Короны Великобритании, наши индейцы из Пяти Наций были смертельными врагами канадских французов и находились с ними в непрерывной войне, а также со всеми нациями индейцев, проживающими вокруг озер. Поэтому англичанам было небезопасно путешествовать дальше страны Пяти Наций, а наши индейцы не позволяли озерным индейцам проходить через свои земли для торговли в Олбани.
Кроме того, индейцы Пяти Наций были в то время настолько многочисленны (они насчитывали в то время в 10 раз больше воинов, чем сейчас), что их с избытком хватало для торговли молодой и маленькой колонии.
- По подсчетам современников в 1665 году ирокезов насчитывалось 11700 человек, в 1736 году - 5550 человек.
В конце правления короля Карла II [1660-1685], когда в фаворе был герцог Йоркский [будущий король Яков II Стюарт 1685-1688] и сторонники папистов [католики], губернатор Нью-Йорка (который также был папистом) получил приказ приложить все усилия, чтобы заключить мир между нашими народами (ирокезами) и французами, а также, что он должен убедить Пять Наций принять у себя французских священников для просветительной работы.
В результате этих действий французы получили право на свободную торговлю на озерах и разрешение построить на северной стороне озера Катараки форт Катараки [Фронтенак] и иметь на озере два военных судна.
С этого времени, и в течение всего правления короля Якова II, французы, всякий раз, когда у них возникали разногласия с Пятью Нациями, угрожали, что они объединяться с англичанами из Нью-Йорка и уничтожат ирокезов. Благодаря этому, а также работе французских священников, Пять Наций сильно отдалились в своих привязанностях от англичан и смотрели на них как на народ, зависящий от французов.
Последствия этой политики показались полковнику Донгану, губернатору Нью-Йорка, настолько опасными (хотя, как я уже говорил, он был папистом), что он раз за разом жаловался своему хозяину на дурную услугу, которые французские священники оказывали англичанам, проповедуя среди наших индейских народов.
Когда англичане таким образом добились мира для французов, они решили, что могут по праву извлечь из него для себя некоторую выгоду и вряд ли стоит сомневаться, что у них были французские обещания подобного рода.
Поэтому они отправили майора МакГрегори с сорока людьми и с большим количеством товаров к озерам для торговли с дальними народами. В это время мистер Денонвиль, губернатор Канады, собирал в кулак все силы Канады и всех индейцев (врагов ирокезов), чтобы напасть и уничтожить Пять Наций, которые считали себя в безопасности, благодаря недавно заключенному миру.
Майор МакГрегори и все его люди были захвачены в плен на озере Эри французским офицером, который шел к месту общего рандеву со всеми французскими силами. С ними обращались с такой жестокостью, какая никогда не практиковалась между христианскими народами в открытой войне, хотя две короны в то время были не только в мире, но и в самых строгих узах взаимной дружбы.
Французы использовали этих людей в качестве рабов при строительстве форта Катараки, а бедный француз, их проводник, был публично застрелен, как будто он предательски привел врагов в родную страну. Вот какова была тогда сила опасения французов, что англичане могут закрепиться среди индейцев.
Французский губернатор напал на жителей деревни Пяти Наций, которые жили в 7-8 лигах от форта Катараки и были уверены в своей полной безопасности со стороны французов. Он пленил и отправил этих несчастных людей на галеры во Францию. После этого он обрушился на сенека и сжег их деревни [13-24 июля 1687 года], но без всякой пользы для французов, ибо они потеряли больше людей, чем индейцы.
Это возобновило войну между французами и нашими индейцами с такой яростью, какой не бывало прежде. Через некоторое время после этого наши индейцы в большом числе обрушились на остров Монреаль, когда сам господин Денонвиль присутствовал в городе.
Они сожгли и разрушили все деревни и дома вокруг Монреаля, убили несколько сотен мужчин, женщин и детей [резня в Ла-Шине 5 августа 1688 года]. После этого они вышли в открытое поле перед Монреалем и там бросили вызов французскому губернатору, который не счел нужным с ними сражаться. После этого индейцы ушли без потерь и уничтожив все, что возможно.
Примерно в это же время в Великобритании произошла революция [ноябрь-декабрь 1688 г. замена династии Стюардов на династию Оранснских], которая перетекла в войну с Францией. В феврале 1689/90 года партия из трехсот человек, состоящая из равного количества французов и индейцев совершила внезапное, ночное нападение на Скенектади.
Там они варварски убили 63 мужчин, женщин и детей, которые мирно спали в своих постелях. После этого они бездушно превратили деревню в пепел, а затем скрылись, не получив никаких других выгод, кроме свершения жестокой мести невинным людям за то зло, которое французам причинили наши индейцы. Это вызвало жестокую войну между двумя колониями, во время которой было совершено много зла, и пролито много крови, без какой-либо выгоды для обеих сторон.
Во время этой войны губернатор Канады пришел в такое ожесточение, что что счел нужным последовать варварскому примеру наших индейцев и сжечь заживо своих индейских пленников на глазах у всех жителей Квебека, а английских пленников отдать французским индейцам, которые справедливости ради, проявили больше милосердия, так как никого не убили.
Признание Францией короля Вильгельма положил конец этой войне [1689—1697], однако мир длился так недолго, что жителям этой провинции едва хватило времени вновь заселить на границах свои фермы, покинутые во время военных действий, чего уж говорить о торговли в индейских землях, которые много лет подряд были ареной множества жестокостей.
Обе колонии [Канада и Нью-Йорк], устав от жестокостей прошедшей войны, договорились о соблюдении нейтралитета в отношении индейцев во время войны королевы Анны [1701-1711]. За десять лет боевых действий мы потеряли множество позиций в отношении наших собственных индейцев.
Ибо французы, узнав на собственном опыте, что им не удастся покорить наши пять индейских народов, решили испробовать все средства, чтобы завоевать их расположение, а в этом искусстве французы всегда более успешны, чем в войне. В свою очередь англичане потерпели неудачу в двух плохо спланированных экспедициях против Канады, и индейцы во многом ухудшили свое мнение, которое они до сих пор имели об английской силе и доблести.
Во время этой последней войны индейцы стали посредниками в подпольной торговле между Олбани и Монреалем. Это привело к появлению индейцев кановага, или по-другому молящихся индейцев. Это новое племя полностью состоит из числа перебежчиков ирокезов и речных индейцев. Их заманили туда либо французские священники, либо наши купцами, чтобы перевозить товары из Олбани в Монреаль, либо они просто сбежали, совершив здесь какое-то злодеяние.
*Речные индейцы - остатки племени могикан, западных абенаки, племен Массачусетса и Коннектикута, поселившихся в верховьях Гудзона в конце 17 века.
Сейчас этих индейцев насчитывается около 80 воинов [что примерно соответствует 400 чел. всех полов и возрастов] и живут они примерно в четырех лигах выше Монреаля: Они не занимаются ни земледелием, ни охотой, все их пропитание зависит главным образом от этой частной торговли.
Эти индейцы во время войны сообщали французам обо всех наших замыслах против них: С их помощью французы вовлекали Пять Наций в войну с нашими дружескими племенами из Вирджинии. От этих кановаго можно ожидать множества бед, поскольку любой уголок провинции известен им так же хорошо, как любому местному жителю.
Но если бы подпольная торговля была полностью прекращена, у нас есть все основания полагать, что эти индейцы вернулись бы в свои племена, ибо тогда они не смогли бы долго существовать там, где сейчас проживают.
Как только был провозглашен мир, открытая торговля с Монреалем велась с таким усердием, что Монреаль был заполонен индейскими товарами, а рынок Олбани истощен. Таким образом, Монреаль стал главным, если не единственным индейским рынком, и индейцы полностью зависели от французов в части необходимых товаров.
Нашим купцам нравилось торговать с Канадой, потому что они продавали большое количество товаров без всяких проблем и прямо «от дверей», в то время как торговля напрямую с индейцами несет много в себе труднйостей и рисков, а касательно интересов страны, то они либо никогда не думали об этом, либо, если и думали, то не обращали на это никакого внимания.
Выводы
Здесь я прерываю счет времени с момента прибытия вашего превосходительства, ибо, что произошло с тех пор, ваше превосходительство знает лучше, чем я могу вам сообщить. В целом, кажется очевидным, что все трудности и недостатки, которые испытывала эта провинция, происходили только от войн, которые продолжались с момента первого заселения провинции и до начала последнего всеобщего мира.
Теперь, когда не только эта провинция, но и все Шесть Наций наших индейцев находятся в мире и согласии, как с французами, так и со всеми другими индейскими нациями, с которыми мы можем вести какую-либо торговлю, все эти трудности устранены, и теперь мы наслаждаемся самым благоприятным временем, на которое только можно надеяться, для расширения британской торговли в Северной Америке,
В тоже самое время французы вынуждены работать, не только преодолевая трудности, которые, как я показал, не отделимы от географического положения их колонии, но и в условиях еще одного недостатка (о котором раньше не было сказано), поскольку торговля пушниной в Канаде ограничивается только одной компанией.
Эта компания вынуждена платить во Франции большие ввозные пошлины на импорт бобра или любого другого меха. По этой причине они устанавливают фиксированную цену на бобра и другие меха в Канаде; а индейские торговцы Канады не могут продавать их никому, кроме агентов компании, они не могут повышать цены на индейские товары по мере роста цен на европейские, или по мере уменьшения их прибыли от товаров, которые они продают индейцам.
Купцы Нью-Йорка дают нашим индейским торговцам за мех бобра вдове больше, чем французская компания своим. Цена, установленная компанией за бобра в Канаде, составляет два ливра, или восемнадцать пенсов стерлингов за фунт веса, а текущая цена бобра в Нью-Йорке составляет пять шиллингов нью-йоркских денег, или три шиллинга стерлингов за фунт веса.
Таким образом, наши торговцы имеют фору не только в дешевизне индейских товаров, но и в двойной цене на продаваемый мех, а, следовательно, могут продавать индейцам вещи в два раза дешевле. Поэтому французские торговцы должны быть разорены, ведя эту торговлю в конкуренции с англичанами Нью-Йорка. Это произошло бы гораздо раньше, если бы французы не нашли способ для перевозки своего бобра в Олбани, где они получали вдвое больше, если бы продавали его в Канаде.
Против этого аргумента можно возразить, что как только Канадская обнаружит, что торговцы не в состоянии сдавать меха по фиксированной ставке, она поднимет цену. Но если учесть те пошлины, которые Французская компания обязана платить королю, они не могут позволить себе такую высокую цену, как англичане в Нью-Йорке.
Если даже взять в расчет, что Французская компания сможет добиться отмены пошлин, то мы в свою очередь можем добиться прекращения тайной торговли с Олбани, и тогда французские торговцы разорятся раньше, чем им удастся получить таможенные льготы, и их торговля прекратится.
Стремление к процветанию провинции побуждает меня показать, какие еще преимущества можно получить за счет продвижения границы до озер не только в части индейской торговли, но и в других отраслях британской коммерции, о которых печется парламент Великобритании, а именно снабжение военно-морского флота.
Ибо по обе стороны реки Мохок почва настолько плодородна, насколько это возможно (как я полагаю) и хорошо подойдет для выращивания конопли для производства пеньки. Окрестности Мохока поросли высокими соснами, которые, вероятно, хорошо обеспечат военный флот мачтами по самой сходной цене, как и в любом другом месте. Однако, я и так уже слишком испытываю терпение вашего превосходительства.
Кадвалладер Колден.
От себя
Колдену вполне можно доверять в части описания трудностей маршрутов к Онтарио из Канады и Нью-Йорка, т. к. к этому времени они уже были достаточно изучены за сто с лишним лет колонизации. Тоже самое можно сказать о ценах и тарифах.
Есть некоторые неточности и обобщения в части описания исторических событий, но это вполне простительно из-за чувства патриотизма и желания не слишком утруждать внимание "его превосходительства" событиями, о которых он и сам был в курсе. О предыстории войны французов с ирокезами можно прочитать вот здесь.
Рекомендации Колдена и прочих, неравнодушных граждан колонии не пропали даром. В 1727 году на берегу Онтарио в устье реки Освего был основан одноименный английский, торговый пост, который до самого конца французского режима в Канаде был предметом раздражения и негодования властей Новой Франции. Как вели торговлю в форте Освего можно прочитать здесь. Про номенклатуру товаров для индейцев здесь.
#история #бизнес #меха #франция #англия #северная америка