Когда 1С Entertainment анонсировали King’s Bounty II – новую часть моей любимой серии, я едва не заплакала от счастья.
Когда я впервые запустила игру, то едва не закрыла ее в первый же час прохождения. И если судить по отзывам в Steam, то с похожей проблемой столкнулось множество геймеров. По крайней мере, русскоязычных.
Однако стоило выбраться из первой локации, как я не заметила, что провела в игре десяток часов, а потом еще десяток и еще… Мир Антары, в котором королевство Нострия оказывается на грани катастрофы, затягивает и увлекает. Только надо соблюдать три простых правила, запуская King’s Bounty II:
· забудьте о предыдущих играх, если вы в них играли и нежно их любили;
· не рассчитывайте, что это полноценный высокобюджетный ААА-тайтл;
· в игре нельзя прыгать – смиритесь.
Хорошо забытое старое
Еще во время анонса разработчики предупредили, что King’s Bounty II будет сильно отличаться от «Легенды о рыцаре» и «Принцессы в доспехах». И они не соврали! Здесь другой мир, другие герои и совсем (совсем!) другая атмосфера. Несмотря на то, что такие кардинальные перемены могут сильно разочаровать фанатов серии, в них есть и свои плюсы. Например, для того чтобы проходить King’s Bounty II, не надо знать историю предыдущих игр и дополнений. И я имею в виду не только самую первую часть 1990 года, но и проекты Katauri Interactive.
Хотя буду честна, по мере прохождения можно подловить себя на мысли о том, что игру назвали как-то не совсем верно. Ведь у нее очень много общего не столько с серией King’s Bounty, сколько с «Восхождением на трон» (возможно, вид от третьего лица сбивает с толку). А еще сразу видно, что разработчики вдохновлялись «Ведьмаком»: с экрана выбора персонажа на игрока будет глядеть уж очень похожая на Йеннифер дамочка, да и собственная Плотва немногим позже тоже полагается. Вообще, складывается впечатление, что создатели King’s Bounty II ориентировались на детище CD Projekt RED примерно так же, как и авторы Greedfall – на Dragon Age: Inquisition. Вот только бюджет подкачал.
Спасение мира №…
Итак, King’s Bounty II предлагает нам с головой погрузиться в проблемы королевства Нострия, которую раздирают заговоры, мучают неизлечимые болезни и вездесущие чернокнижники, и взять на себя роль ни много ни мало ее спасителя. По сути основной сюжетный квест – это детективная история. И начинается она с того, что принц вытаскивает нашего героя своим высочайшим повелением из тюряги. Его Высочеству очень нужен тот, кто расследует происшествие на магофактории.
Видимо, более подходящего человека не нашлось. Причем магофактория всего-то взорвалась к чертовой бабушке. Или к Улоговой бабушке, раз этих существ постоянно поминают в игре. По ходу дела придется разбираться с большими и маленькими проблемами, выполняя побочные задания. Какие-то явно не сложнее курьерской работы, а какие-то потребуют ВРЕМЕНИ и БЕГОТНИ по карте. В игре, кстати, есть головоломки, но большая их часть довольно легкая – главное – найти подсказку. Впрочем, иногда можно и без них обойтись.
А еще где-то на фоне миру грозит странная Погибель. И даже мертвецы настолько сильно ее боятся, что бегут из мира мертвых в мир живых, где под солнышком еще можно погреться. Но мертвякам бежать можно, а нашему герою – нет. Почему? Потому что Прорицатель так сказал.
Вообще в King’s Bounty II можно найти много (очень много!) знакомых тем и образов:
· наш герой/героиня – избранный
· начинаем мы, по традиции, в тюрьме
· в наличии страшная Погибель – аморфное хтоническое зло
· а также имеется пафосный пророк (простите, Прорицатель), который появляется посреди зала в королевском дворце и позднее отправляет героя на битвы со злом.
Несмотря на то, что по мере прохождения King’s Bounty II никак не оставляет ощущение, что где-то это уже было… история получается интересная, а детективные загадки интригуют.
Воин, маг и паладин
Игрокам в начале предлагается выбрать из трех персонажей. Айвар – прагматичный суровый воин. Эльза – мечтательная девушка-паладин, от чьих реплик за версту несет пафосом и наивностью. Катарина – маг знатного происхождения с претензией на сарказм.
И далее можно только наблюдать катсцены. А вот повлиять на диалоги нельзя, потому что варианты ответов на речи NPC разработчики не предусмотрели и события развиваются по заданному сценарию. Возникает справедливый вопрос: где же вариативность? А за нее, как оказалось, отвечает система репутации. В игре существует четыре «идеала»: Сила, Искусность, Порядок и Анархия. Во-первых, они отвечают за прокачку персонажа. А во-вторых, помогают сформировать характер героя к финалу игры.
Сила отвечает за кардинальное решение проблем путем избиения противника, но повышает войскам урон. Искусность полезна магам, так как позволяет выучивать мощные заклинания. Порядок влияет на уровень здоровья армии и взаимоотношения отрядов. А Анархия помогает увеличить количество золотишка, так как отвечает за решения, связанные с отстаиванием собственных интересов и поиском выгоды.
Часть квестов в King’s Bounty II можно завершить несколькими путями. Например, можно повысить уровень Силы, уничтожив элементалей мага, а можно снять его барьер, разгадав несложную головоломку, увеличив тем самым Искусность. Можно пойти по пути закона и Порядка, договорившись с деревенскими жителями о поставках хлеба для беженцев, а можно потворствовать Анархии и пойти с той же проблемой к главарю разбойников.
Получается, что выбор игроку предоставляется не с помощью диалоговой системы, а геймплейно. Это очень интересная механика, поскольку к концу прохождения персонаж уже сам отказывается от какого-то пути решения заданий из-за сформированного характера.
Но здесь кроется и подводный камень – вовлеченность в игровой процесс падает. Ведь в игре большое количество катсцен, во время которых игрок превращается в зрителя. И повлиять на них можно только одним способом – скипнуть… а потом выбирать, как лучше разобраться с той или иной проблемой. Так вот ближе к финалу даже выбирать уже не приходится: герой сам знает, как ему поступать.
Знакомые лица
Что сразу же располагает к себе в King’s Bounty II, так это окружение и отлично проделанная работа художников и звукорежиссеров. Яркие пейзажи и живой, наполненный мир хочется исследовать, потрогать, пощупать, послушать и даже понюхать. В какой-то момент я умудрилась спутать трель какой-то птички в игре с очень похожей трелью за окном.
Как только герой выходит из камеры, можно услышать истории, которые рассказывают друг другу заключенные. Если наш персонаж задевает кого-то плечом в городе, то немедленно получает реакцию. Причем реакция деревенского жителя будет отличаться от реакции дворянина. К сожалению, к середине игры повторяющиеся раз за разом реплики NPC начинают раздражать.
Как раздражают одинаковые женские модельки в лучших традициях Dragon Age II. Или одинаковая анимация скелетов… Кстати, во время сражений не всегда понятно, сработала абилка юнита или нет из-за недетализированной механики заклинаний и умений (у последних просто отсутствует анимация). Именно такие детали показывают бюджетность King’s Bounty II.
Заметно, что, создавая сюжет, разработчики очень старались наполнить игру моральными выборами. Однако эмоциональный отклик от них не слишком большой, так как не остается времени и места для более глубокого знакомства с персонажами и, соответственно, для сопереживания.
В Нострии восхитительные виды, а ее карта небольшая. Но разработчики создали локации таким образом, что время прохождения искусственно растягивается из-за постоянного перемещения из одного места в другое и обратно... а потом еще раз туда-сюда. Дизайнеры умудрились создать иллюзию открытого мира в рамках жестко ограниченных зон, а все движение по карте расписано и контролируется сюжетом. Это не плохо, хотя и смазывает впечатление, заставляя задумываться о коридорности локаций в ролевой игре.
Огнем и мечом
Боевая система и баланс – это то, за что можно полюбить King’s Bounty II. Или возненавидеть, потому что в некоторых сражениях игра ошибок не прощает. Пул юнитов здесь ограничен, что заставляет пристально следить за экономикой и сохранять особо ценных бойцов, так как стоят они дорого.
Чтобы не бегать постоянно за подкреплением по торговцам, войска можно закупить заранее и поместить в резерв. Менять состав армии приходится довольно часто, подстраивая тактику под противника. Также надо учитывать мировоззрение отрядов, так как элементали света совсем не обязательно согласятся воевать бок о бок со скелетами. Еще нужно следить за инициативой и за лидерством: чем его уровень выше, тем больше юнитов можно нанимать.
В King’s Bounty II нет арены, куда войска переносятся во время боя. Ею служит сам ландшафт локации. Поэтому в некоторых случаях можно покружить вокруг области, где находится противник, найти удобное положение для собственных войск и начать битву. С одной стороны, это замечательно и добавляет вариативность в прохождение. С другой стороны, из-за размера моделек их не всегда легко разглядеть на экране.
Некоторые сражения становятся похожи на головоломку, так как игроку периодически дают играть не за своего персонажа, а за заданного военачальника. И, скорее всего, юнитов у него будет меньше, чем у противника. Поэтому придется хорошенько поломать голову, прежде чем победить.
И нельзя, ни в коем случае нельзя пропускать квесты и битвы на карте просто потому, что иначе невозможно дальше пройти по сюжету и завершить игру.
Даже несмотря на то, что King’s Bounty II не похожа на своих предшественников, это амбициозный проект, наполненный контентом. Пускай в нем есть огрехи, недочеты и спорные дизайнерские решения, но 1C показала богатый мир, в котором есть потенциал для новых игр и приключений. Тем более разработчики уже пообещали выпустить патч, в котором улучшат скорость передвижения и увеличат количество золота.
Как минимум задел для полноценного сюжетного дополнения, или даже сиквела, уже есть. А вот увидит ли продолжение свет, зависит от игроков.