Найти в Дзене
Кино и книги

"Шпионы, разведчики и освобожденные женщины Востока": 3 забытых советских фильма о басмачах

Оглавление

Возвращаясь к теме картин советских национальных киностудий о борьбе с басмачами в Средней Азии, хочу предложить вспомнить еще несколько интересных работ, снятых известными и талантливыми режиссерами.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Далекие близкие годы" 1976 г. Узбекфильм

20-е годы. Хорезмская народная советская республика. Бывший правитель Хорезма Джунаид-хан возглавляет крупное басмаческое движение. Он поддерживает связи с иностранными покровителями и даже организует террористические акты против руководителей республики.

В руки чекистов попадает посланник эмира Бухары Аюпбек, который добирался в ставку Джунаид-хана для организации обмена похищенного золота хивинского банка на оружие. Теперь, под его именем, туда едет следователь ЧК Джума Матниязов.

Кадр из фильма "Далекие близкие годы". Джунаид-хан и мнимый посланник эмира.
Кадр из фильма "Далекие близкие годы". Джунаид-хан и мнимый посланник эмира.

Он знает, что у Джунаид-хана служит его друг детства - полковник Курбан Ишанкулов. Один был бедным, другой - богатым, но их связывала дружба, а потом любовь к одной девушке. Джума рассчитывает на благородство Курбана и не ошибается. Тот не может решиться обречь на смерть близкого человека, тем более, что им обоим приходится присутствовать при казни ранее засланного в ряды басмачей разведчика.

Кадр из фильма "Далекие близкие годы". Полковник Курбан Ишанкулов и чекист Джума Матниязов, выдающий себя за Аюпбека.
Кадр из фильма "Далекие близкие годы". Полковник Курбан Ишанкулов и чекист Джума Матниязов, выдающий себя за Аюпбека.

Узнав время выхода и путь каравана с золотом, чекисты негласно сопровождают его, потому что хотят не только вернуть ценности, но и выявить помощников Джунаид-хана. Им помогает отряд из бывших старых буденовцев, лидером которых является отец Джумы - Матнияз Байсунов.

Кадр из фильма "Далекие близкие годы". Джума дома с отцом - бывшим буденовцем Байсуновым.
Кадр из фильма "Далекие близкие годы". Джума дома с отцом - бывшим буденовцем Байсуновым.

Басмачи изображают красноармейцев, чекисты - контрреволюционеров, Курбан Ишанкулов ищет место в политическом противостоянии, а у Джунаид-хана есть свой человек в правительстве республики. Удача будет переходить с одной стороны на другую.

Режиссер и один из сценаристов фильма - Камил Ярматов. Сюжет напряженный, динамичный. Может быть многовато идеологических разговоров, вроде историй о Ленине, которые рассказывает Байсунов, однако его слова, обращенные к Джунаид-хану перед смертью или вопросы шейха к пленнику совершенно уместны для раскрытия сюжета. Есть и забавные сцены, вроде разговоров Байсунова с его боевым конем.

В картине снимались: Шукур Бурханов (Матнияз Байсунов), Пулат Саидкасымов (Джума Матниязов), Закир Мухамеджанов (Джунаид-хан), Баба Аннанов (Курбан Ишанкулов) и другие артисты.

"Преследование" 1988 г. Киргизфильм

20-е годы, Киргизия. Обстановка на южной границе неспокойная. В горах скрываются басмачи. В колхозе, где работает председателем Козубай, сожжено семенное зерно. Захваченные на месте декхане расстреляны. В это напряженное время прибывает в здешний военный гарнизон служить командиром взвода Абыш Исаев и встречает там своего бывшего сослуживца Валентина Угрюмова.

Кадр из фильма "Преследование". Будущий командир взвода с женой прибывают на в гарнизон.
Кадр из фильма "Преследование". Будущий командир взвода с женой прибывают на в гарнизон.

Угрюмов делает попытку договориться с курбаши Шааназаром, руководителем местного басмаческого движения, о перемирии на время посевной. Шааназар, по-своему, благородный человек, но воспринимает деятельность Советской власти как продолжение русского вторжения на Восток, неуважение к национальной культуре, издевательство над верой предков.

Угрюмову удается уговорить его прекратить войну на пять дней, поскольку кто бы ни был прав, а хлеб людям все равно нужен. Он предлагает себя в заложники. Курбаши отпускает командира из уважения к его смелости, но такая мирная ситуация не всех устраивает.

У Шааназара служит Таджибай, который сам не прочь занять его место, а в гарнизоне действует, под видом одного из командиров, доверенный посланник эмира, связанный с басмачами. В результате роспуска ложных слухов и провокаций они убивают слишком независимого курбаши Шааназара, а Угрюмов попадет в плен к банде, рвущейся за кордон.

Картина отражает сложности взаимоотношений Советской власти с феодально-религиозной средой, характерной для национальных окраин страны. История, положенная в основу сценария, основана на воспоминаниях одного из участников реальных событий.

Режиссер - Усенжан Ибрагимов. Поставлено несколько суховато, не хватает эмоционального накала. Единственной сильной сценой получилась масштабная и неожиданная концовка. Впечатляюще сняты горы и природная стихия.

В фильме снимались Андрей Градов (Валентин Угрюмов), Лев Прыгунов (Осташевский), Шухрат Иргашев (Шааназар), Сакыбек Карабаев (Исаев).

"Без страха" 1971 г. Узбекфильм

1927 г. Узбекистан. Молодой председатель сельсовета Кадыр Каримов вдохновенно внедряет в родном кишлаке устои новой жизни. Как представитель Советской власти он делит байские земли и раздает их беднякам, запрашивает учительницу из города, кино для односельчан.

Большинство все это устраивает, а что не нравится, вроде некоторых законов и набора в Красную Армию - терпят, но положение женщин - самый большой камень преткновения. Вековые традиции шариата приравнивают снятие паранджи, да и всякую активность женщины вне семьи, к бесстыдству и безнравственности.

Это тот вопрос, на котором бывшие богачи и религиозные лидеры могут повернуть народ против Советской власти. Не все так однозначно, как просто классовая борьба. Тут новая культура идет против устоев старой, а новое часто воспринимается как плохое и неприемлемое.

Кадыр и сам находится под давлением руководства: через кишлак проходит автопробег "Ташкент-Душанбе". К мероприятию женщины должны снять паранджу, а председатель и свою жену Гульсару уговорить не может. Гульсара разрывается между любовью к мужу и уважением к старому отцу, приверженцу шариата.

Зато племянница Кадыра, четырнадцатилетняя Кумри, у которой басмачи убили родителей, сама рвется всем показать,что хочет быть равной мужчинам. Кумри задушат, будут стрелять из-за угла в Кадыра, распускать провокационные слухи, изобьют актеров, игравших представление о снятии паранджи. К финалу женщинам придется открыть лица, чтобы было чем покрыть тела убитых.

Трудно разобраться кто тут басмач, а кто нет, если они не скачут уже по горам, а маскируются под простых декхан в кишлаке и действуют втайне.

Фильм очень естественный и натуральный, так что производит иногда впечатление документального, чему способствует черно-белая гамма. Во второй его половине несколько смущает рваность сюжета: не сразу понятно, где он линейный, а где идут флешбеки.

Авторы постарались показать проблему многосторонне и плакатных героев здесь нет. Есть разногласия среди коммунистов, у религиозного лидера Ишана тоже - своя правда.

Кадр из фильма "Без страха". Председатель Кадыр Каримов (Рустам Сагдуллаев) и  партийный работник из райцентра Усубалиев (Болот Бейшеналиев).
Кадр из фильма "Без страха". Председатель Кадыр Каримов (Рустам Сагдуллаев) и партийный работник из райцентра Усубалиев (Болот Бейшеналиев).

Режиссер фильма - Али Хамраев, поставивший известный истерн "Седьмая пуля". Некоторые эпизоды картины очень сильны, например, начальный, где за красноармейцем с флагом, по песку, которым наполнен сбивающий с ног ветер, бегут закутанные женщины в паранджах.

Впечатляющие актерские работы Рустама Сагдуллаева (Кадыр Каримов), известного по роли "Ромео" из фильма "В бой идут одни старики", Тамары Шакировой (Гульсара), Дилором Камбаровой (Кумри), Хикмата Латыпова (Ибрагим - отец Гульнары) и других актеров.

Надеюсь, мой обзор вас заинтересует. К сожалению, картины можно найти в сети в неважном качестве, но, по-моему, это все же лучше, чем плохой фильм с хорошим качеством записи. Если подборка вам понравилась, предлагаю ознакомиться и с предыдущей: "Деревенская республика, путь поэта и трагедия семьи": 3 забытых советских фильма о гражданской войне".

-10