Шел к концу «счастливейший век» - так назвал римский историк Тацит правление Траяна (2-й век н.э.). Римская империя процветала, ее границы раздвинулись до невиданных размеров; император был щедр и милостив ко всем, кроме христиан. Но 64-летний Траян умирал от водянки и кровавого поноса – далеко от Рима, на Востоке, в Киликии. Верная жена Плотина ухаживала за ним, понимая, что чуда уже не случится.
Нежелательный наследник
Почему, почему он медлит с назначением преемника? Почему не желает усыновить Адриана? Неужели догадался?.. Мысли Плотины метались, как птички в клетке. Сама она опасалась заводить разговор с Траяном о наследнике: вдруг разволнуется, разгневается да назначит кого-то другого. Своих детей у них с Траяном не было, хотя прожили вместе долго и благополучно. Но чем плох двоюродный племянник императора, красивый, благородный Адриан, ее давний любимец и…
Только ленивый не сплетничал в Риме о связи императрицы с молодым Адрианом. Тот женат на внучатой племяннице Траяна Сабине, однако по карьерной лестнице его тащит не Сабина, а жена Траяна Помпея Плотина. Она не красавица, ее лицо строго и не очень приятно, она на шесть лет старше Адриана. Но так случилось – у них взаимная симпатия.
… Адриан отсюда близко, в Антиохии – служит наместником провинции Сирия. Он предан императору, доказывал это делом и ему тоже невдомек, отчего не отдают должное его блестящим качествам. О, Адриан как никто другой достоин Рима, видят боги. У него царственная внешность (высокий, стройный, кудрявый), сила льва, выдающийся ум, талант военачальника. Он широко образован, сведущ во многих науках, в диспутах ему нет равных. А память? Адриан помнит, как зовут каждого легионера в его войске, и солдаты млеют, когда слышат из его уст свои имена. Ну, и собутыльник отменный, чего уж там; в пристрастии к вину они с Траяном – два сапога пара.
Увы, в окружении императора полно других достойных мужей. Неужели Марк Ульпий Траян, подобно Александру Великому, задумал оставить выбор наследника за приближенными? Будто не помнит, что из этого вышло – многолетние войны диадохов развалили империю Македонского. Нет, Траян хорошо усваивает уроки. Тогда почему медлит? Поверил грязным сплетням про них с Плотиной? Тогда беда. Не быть Адриану на римском троне.
Спектакль императрицы
Так и не увидев напоследок Рима, Траян испускает дух в Киликии. От свиты смерть императора скрывают. Плотине некогда скорбеть – она вынашивает рискованный план. Если тот провалится, ей не сносить головы, но ради Адриана она готова к жертве.
Труп императора прячут; на его ложе устраивается надежный слуга Плотины. Его накрывают простыней по самые брови. Императрица зовет в спальню сенаторов и военачальников – умирающий принцепс готов огласить последнюю волю. Из-под простыни еле слышно бормочут: хочу, мол, видеть своим преемником Публия Элия Адриана. Вы все слышали, господа? А теперь удалитесь, прошу вас, моему супругу нужен покой.
Если кто и усомнился в том, что император подлинный, то догадки оставил при себе. Плотина – фигура в римской политике весомая, Адриан тоже; мало кому под силу противостоять этой парочке.
Императрица шлет письмо в сенат, где сообщает последнюю волю Траяна; подпись на листе ее, она и не скрывает, объясняя, что муж совсем слаб, не держит перо в руке. В Антиохию летит гонец с известием о смерти императора – Адриану следует успеть на похороны.
Он галопом мчится в Киликию. Лично несет на отплывающий в Рим корабль урну с прахом Траяна. А после возвращается к войскам – пусть все видят, что новый император – человек долга; пока дела в Сирии не приведены в порядок, его место там.
Правит Адриан разумно, хотя успеха Траяна ему повторить не удается. Много строит, путешествует, укрепляет границы. Любит мальчиков, одного из них, легендарного Антиноя, даже обожествляет. Не забывает о Плотине – она знала, чего добивалась: ее как прежде окружают почет и уважение, император не устает повторять, что навечно ей благодарен. Она пользуется благами жизни еще четыре года, а после умирает (ей было чуть за 50-т). Адриан безутешен, строит в память Плотины роскошный мавзолей.
… На развалинах римского форума высится колонна Траяна. Когда-то в ее цоколе стояли золотые урны с прахом императора и его верной супруги Плотины.
Верной?
Доказательств романа с Адрианом ни один историк не привел; свечку подержать не удосужились. А что там люди болтали, то на их совести.
Автор – Марина Туманова