Найти тему

Почему персонажи Олега Целкова проткнуты насквозь, пронизаны и приколоты?

Художник полагал, что задачи искусства не сводятся к прямому изображению чувств. Для этого есть публицистика. Искусство должно из них произрастать, их улавливать, концентрировать и оформлять по-новому. Как поэзия.

Олег Целков. Цирк. 1969. Доска, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Цирк. 1969. Доска, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон

Олег Целков объяснял свое искусство словами классиков. Например, Анны Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи…». Через эту классическую, более привычную для большинства оптику, становится понятен замысел художника. Гвозди и проволоки буквально заостряют восприятие его работ. Это единственные реальные предметы в мире «целковитов», через которые художник показывает не только надлом и напряжение, но и прекрасную живопись. Он превращает краску в металл и создает иллюзию трехмерного пространства, обманки-тромплёй (фр. trompe-l'œil), и тогда пронизывание его персонажа превращается в пронзительность.

Что на вас в искусстве воздействует сильнее – метафоры или прямые высказывания?

Увидеть работы Олега Целкова можно на выставке «Я не здешний, я чужой» в Мультимедиа Арт Музее до 15 ноября.

Выставка реализована при поддержке Mastercard.