Найти в Дзене
Арина Холина

Мерзкий бабий стыд своего тела и любви, который живет в русских женщинах. Чему им стоит поучиться у Лили Брик

Анжелика Варум давеча сказала, что лично для нее после 40 лет секс — это нелепо и стыдно, и этим (будем честны!) выразила общее настроение русских женщин.

Матери моих подруг после развода или смерти мужа одиноки. Вот одна мать, 52 года, не сильно старше меня, решила, наконец, найти «мужичка». И это значит на самом деле, что ей нужен такой же одинокий и растерянный мужчина, с которым можно встретить «старость».

Медленно плыть по течению жизни туда — в загробную.

-2

Лет в 17 я читала какие-то воспоминания о Лиле Брик (наверное, это была книга Катаняна о Маяковском, но нет уверенности), и автор (близкий Лиле человек, свидетель событий) рассказывал, как она уже совсем в старости, в 86 лет, когда была немного похожа на мумию, влюбилась в Параджанова.

Параджанова посадили за гомосексуализм, но страсть Брик не остановили ни тюрьма, ни гомосексуальность. К его освобождению она заказала у Ив Сен Лорана два роскошных платья (она была очень богата). На что уповала Брик — непонятно, но Сергей, разумеется, остался равнодушен.

Лиля была раздавлена. И, собственно, вскоре умерла.

Лиля Брик и Параджанов, 1978 год
Лиля Брик и Параджанов, 1978 год

Знаете, может, есть нечто гротескное и даже жалкое в страсти богатой эгоцентричной старухи к гомосексуалу на 30 лет моложе, но меня эта история потрясла. Тем, какой силы было жизнелюбие этой женщины.

Лиля Брик, наверное, — это демонический характер. Наглая, эгоистичная, жадная, капризная, коварная… но всю жизнь способная любить (пусть и пару человек), и влюбляться. Тогда, в 17 лет, я подумала, что плевать мне, если буду «нелепой» в глазах ханжей, но я хочу до последнего вздоха, будь у меня даже старческая деменция, влюбляться.

Дело не в том, сколько тебе лет и какое у тебя тело. А в том, можешь ли ты любить. И вовсе не ровной глубокой и двести раз испытанной любовью, а именно страстной, новой, сверкающей влюбленностью.

-4

Женщины думают, что смешно «в возрасте» ощущать то, что испытывают пятнадцатилетние девчонки. Но на самом деле грустно этого не ощущать. Печально наколдовывать себе климакс уже лет с тридцати. Очень-очень обидно воспитывать в себе уверенность в том, что чувства — это про локти и колени, или там грудь, которая, безусловно, моложе не становится (но есть спорт, ага). Чувства — они про энергию. А красота — она в каждом возрасте своя. И не такая, что «на любителя». Нет, обычные красота и сексуальность, в широком смысле.

Очень странно слышать, когда говорят, что в диапазоне от 38 до 45 мужчин становится больше, чем женщин (статистика аварий и прочих несчастных случаев). Может, технически это и верно, но по факту все эти разведенные или овдовевшие женщины отказываются от отношений. Сначала от разочарования или горя, а потом — от стыда. Мерзкого бабьего стыда, который бьется эхом устаревших предрассудков.

Он как яд. Мы не можем его не ощущать — нас все пытаются им отравить, но можно ему сопротивляться. Это не очень легко, но еще более сложно и страшно — похоронить себя лишь потому, что боишься осуждения.

Без чувств, без романтики и влюбленности мы зомби — и наша жизнь будет только имитацией.

-5