Найти тему
Нас двое, Зин

ЧТО ЧИТАТЬ КОГДА СТРАШНО: Джеймс Клавелл «Сёгун» - запредельная книжная реальность

Оглавление

В любой непонятной ситуации читай. Когда меня спросят про мои заповеди жизни, наверное, эта будет первой.

Если нужно отключиться от насущного – смело обращайтесь к азиатской саге Джеймса Клавелла. Всего в саге 6 романов. Сегодня расскажу про первый в истории и самый знаменитый .

Про Сёгуна знают многие. Есть фильм, сериалы.

Португалец терпит крушение в водах Японии. В то время Япония была закрытой страной для иностранцев. В ходе освоения новой реальности: а Англия, Португалия и Япония 17 века – совершенно разные миры, главный герой становится объектом интриг японского политика Торонаги.
Торонага решает воспитать из гайдзина (чужака) цивилизованного человека, именно так себя называют японцы. Погружение в культуру Японии, в язык, а значит и образ мыслей сносит крышу.

Позволю себе один единственный спойлер: европеец таки стал самураем.

А вот как он это сделал – это есть целый роман, полный интриг, сражений, любви, ненависти и открытий.

Для меня мир самураев оказался просто кладезем ухода от собственных проблем. Эту книгу я слушала в больнице, и она сохранила мне рассудок насколько это вообще возможно.

Самурай – это титул. Его покупают однажды и далее и передают по наследству, как и должности. Помимо урожденного титула человеку необходимо пройти воспитания самурая.

Самураем может быть как мужчина, так и женщина. При этом женщина самурай может выходить замуж, иметь детей и вести светский образ жизни, главное следовать кодексу чести.

Кодекс чести Бусидо – отдельная песнь льда и пламени. Читайте обязательно.

Ни женщине, ни мужчине самураем быть не обязательно: это решение родителей для своих детей. Но только самурай может продвигаться в кастовом обществе средневековой Японии.

Авторская иллюстрация
Авторская иллюстрация

Кто же такой самурай?

Самурай – это воин, дающий клятву оберегать жизнь и ва (внутреннюю гармонию) своего господина (дайме).

Самурай слепо подчиняется воле господина, он – оружие. Самурай не обязан думать и не вправе перечить господину. Предательство господина карается смертью всех членов семьи самурая и накладывает несмываемый позор на предков и потомков (поэтому потомков предателей в Средневековой Японии было гуманнее убить).

В принципе, все это я знала. Но Клавелл дает столько божественных мелочей и внутренних монологов самураев. Образ мыслей последних завораживает и раскрывает горизонты для собственного развития.

Ну, знаете как логарифмическая линейка, которой можно произвести сложные подсчеты и далее построить прочную конструкцию, а можно попытаться забить гвоздь и не преуспеть.

Вообще, вся эта тонна интереснейшей информации про иной менталитет в другие времена в далекой эпохе прекрасно ложится на сегодняшний день. Есть чему поучиться у хитрого и жестокого Торонаги и удивительной христианки и самурая Марико-сан (по католической вере у Маши).

Очень много рассуждений про мужчину и женщину. Тонких, сильных, интересных.

В Японской традиции уже тогда было обсуждение отношений между мужчиной и женщиной, в том числе сексуальной их части в норме.

А секс воспринимался, как дар Богов, блаженство, покой и обязательная часть ва. Короче, стыдливости ноль.

Вместе с тем, эротическим роман назвать нельзя. Нет там пошлости или описания любовных сцен. Есть философия любви и она мне показалась очень занимательной. Со многим в японской традиции я откровенно согласна.

Раз уж заговорили о сексе, отношение к продажным женщинам у средневековой Японии совершенно иное, нежели в пуританской Европе того времени.

Кварталы удовольствий именовали Ивовым миром. Ходить туда для мужчины было нормой, причем счета за удовольствия оплачивала жена японца.

В Японии муж деньгами не занимается, так как это может нарушить его ва. Всю бухгалтерию ведет жена. Она же согласовывает кандидатуры наложниц и временных пассий. Там вообще в головах все иначе. Понятия измены – нет.

Да и какие скандалы про измену, если любой муж свой жене в любой момент может приказать сделать сепуку (зарезать себя) и она безоговорочно подчинится, иначе смерть только с позором.
Да и наложница - это повод не рожать. Рожать по 10 детей вероятно утомительно. Получается, и жене так лучше.

Короче, читать - не перечитать кучу всего интересного.

Очень жаль, что Джеймс Клавелл завершил свой жизненный путь в 1994 году и больше ничего не пишет. Ну, потрясающие романы.

И оговорочка в конце для историков: все, что я написала про самураев и любовь - это книжная реальность Клавелла, возможно все было и иначе в реальности. Этого я не знаю.

Знаю, что чтиво крутое.

Посоветуйте мне еще захватывающих приключенческих романов, пожалуйста. Желательно в шести томах, как я люблю.