На Русском Севере много красивых озер, живописных и извивающихся речек и вдоль них раскинулись десятки маленьких и уютных архангельских деревушек. Но почти совсем нет дорог.
И путешествуя по Кенозерью я постоянно задавался вопросом, а как же местные жители добираются до своих труднодоступных деревень, раскиданных по разным берегам многочисленных озер. На лодках особенно не наплаваешься и не у каждого есть лодка с мощным мотором.
И неожиданно, у деревушки Вершинино в самом сердце Кенозерского национального парка, на берегу я приметил небольшой теплоход светлого цвета. Такие раньше бороздили речные просторы огромного Советского Союза от Калининграда и до Владивостока. Теплоход заботливо вытащили из воды и разместили на нескольких бревнах, на улице была середина октября и сезон речной навигации в этих краях подходил к концу.
Совершенно невероятно, но мы наткнулись на самый настоящий и эксплуатирующийся, а не гниющий на "кладбище" кораблей, глиссирующий скоростной речной теплоход "ЗАРЯ".
С дорогами в СССР в то время было не очень и многие населенные пункты были доступны только по воде. Оно и сейчас не очень, но тогда была совсем беда. Нужен был пассажирский теплоход - "внедорожник", чтобы доставлять людей в самый отдаленные и труднодоступные деревни и поселки нашей страны. Быстро, относительно комфортно и с минимальными затратами на строительство пирсов и причалов.
Обычные теплоходы тех лет не всегда могли быстро и безопасно перемещаться по маленьким рекам, неглубоким озерам и обмелевшим протокам.
И для таких задач для пассажирских перевозок по малым рекам в условиях отсутствия какой-либо речной инфраструктуры в 1960-х годах и была создана целая линейка скоростных водометных глиссеров «Заря».
При проектировании "Зари" использовались передовые технологические решения:
- Одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата позволял достичь очень высокой скорости теплохода
- Воздушная смазка днища - технология из XIX века, но не нашедшая применения в серийной технике для снижения трения во время движения
- Использование стеклопластика для облегчения массы массы теплохода
- Комбинированные обводы для более легкого преодоления камней, мелей, порогов и возможности причаливать в любом месте без пристаней и причалов просто в берег
Проектирование началось в 1962 году, а первые теплоходы "Заря" пошли в серию уже в 1965 году и выпускались более 15 лет.
Технические характеристики пассажирского глиссера впечатляют до сих пор:
- Максимальная скорость: 45 км/ч
- Полное водоизмещение: 30 тонн
- Полная вместимость: до 86 человек
- Длина: 22,4 метра
- Ширина: 4,06 метра
- Осадка: 0.5 метра (на ходу 0.4 метра)
"ЗАРЯ" получился очень удачным теплоходом. Производили его на Московском судостроительном и судоремонтном завода. А эксплуатировали во всех речных пароходствах СССР.
Причудливое судно можно было встретить не только на малых реках, но даже и на внутригородских маршрутах как речной трамвайчик.
За годы производства было выпущено около 200 теплоходов и они поставлялись даже за рубеж. Есть фотографии "ЗАРИ" на Рейне в Германии.
На первых сериях "Зари" устанавливали авиационные двигатели М-50, которые разрабатывались и устанавливались на самолеты Як-18 и Як-12.
На более поздних сериях ставились уже судовые 12-цилиндровые V-образные дизеля М-400 мощностью 1000 л.с., которые являлись по сути конверсией авиационного двигателя М-40.
Мощная водометная струя позволяла "Заре" даже выезжать на полкорпуса на сушу для посадки и высадки пассажиров и также обратно уходить в воду. За это теплоход и называют речным "внедорожником". Ему не нужны причали и пирсы - подошел к берегу, выполз на сушу и ушел обратно в воду.
Но с точки зрения экологии, "Заря" сейчас считается неэкологичным транспортом. Мощная водометная струя при движении теплохода на маленьких реках поднимает большую волну и часто размывает берега и практически уничтожает популяцию мальков в водоеме.
Массовое списание этих уникальных и интересных судов произошло в 1990-е годы. Сейчас рабочую "Зарю" почти не встретить, да и на "кладбищах" кораблей списанные экземпляры давно порезали на металл. Нашему же герою повезло больше. Его выпустили в 1976 году и до начала 1990-х он трудился в Северном речном пароходстве МРФ РСФСР на Онеге. Потом его передали в Кенозерский национальный парк, где он и трудится по сей день.
А вы плавали на таком теплоходе? Помните свои ощущения?
Самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моемinstagram - присоединяйтесь!