После нашего резонансного анализа фрески Микеланджело "Сотворение человека" стало очевидно, что папские чертоги Ватикана хранят еще много тайн и загадок, о чем большинство зрителей даже не догадываются.
Сегодня рассмотрим фреску Рафаэля Санти, позже названную "Афинская школа". Фреска находится в зале указов (итал. Stanza della Segnatura — Комната знаков; итал. segnatura — знак) Ватиканского дворца (1509-1511 г.г.) и занимает всю стену размером 8 х 10 метров. Иногда называют фреску "Семь свободных искусств". Если же обратиться к мнению посвященных современников, то Вазари интерпретировал эту композицию как «изображение теологов, согласующих богословие с философией и алхимией». Кто же изображен на фреске на самом деле?
В центре композиции - Платон (слева) и Аристотель, которые, явно, ведут дискуссию о высоком. Платон держит в руке трактат "Тимей", содержащий основные положения его космологии, физики и биологии, а так же - сведения об Атлантиде (360 г. до н. э.).
Платон мне друг, но истина - дороже
Нельзя не заметить, что в образе Платона здесь изображен Леонардо да Винчи
Даже указующий вверх перст, - да, отражающий философскую концепцию Платона, вместе с тем, знаком нам особенно по работам Леонардо. Если Вы рассмотрите различные шедевры гения Возрождения, то найдете множество таких перстов, указующих на главное
Леонардо да Винчи изображен в виде величайшего ума античности Платона не только из-за какого-то внешнего сходства. Главное сходство - масштаб личности, масштаб гения, проявившегося в различных сферах искусства и науки.
Справа от Платона - его ученик Аристотель, великий философ и ученый, наставник Александра Македонского.
Есть мнение, что и сам Александр Македонский присутствует на фреске. Его можно найти в левой части фрески и узнать по военным доспехам.
Нетрудно догадаться к кому приковано внимание Александра. Это - Сократ. Его выдающийся лоб стал основой крылатого выражения (Сократовский лоб). Современная наука подтверждает, что развитие передних долей головного мозга говорит о высоком уровне интеллекта.
В центре фрагмента мы видим молодую женщину, которая не сконцентрирована на дискуссиях или науках. Она повернулась и смотрит на зрителя проникновенным взглядом. Это - Гипатия (Ипатия). Женщина изучала и преподавала философию и точные науки, в том числе, механику. "Ума и знания блестящая звезда", как именовали ее современники. Современники же Рафаэля находят в этом образе черты возлюбленной самого Рафаэля - Маргариты. Впрочем, ум красоте не помеха. И Гипатия была необычайно хороша собой
В крайней левой позиции, в голубом, облокотившись на колонну, в веночке из виноградных листьев что-то записывает в тетрадке Эпикур - видимо, рецепты блюд и напитков, доставляющих особое удовольствие. Его обнимает какой-то дружок, уткнувшийся носом в плечо.
В центре левого фрагмента - сам Пифагор, величайший философ, математик и мистик. Не зря к нему приковано столько внимания Эмпедокла, Парменида, Ибн Рушда. Он так близок к краю фрески, что мы тоже можем заглянуть в его записи и чертежи, так же, как в листок того, кто сидит правее, почти в центре, и является чуть ли не самой близкой и большой фигурой, обращенной к зрителю, но поглощенной своими раздумьями.
Это - фигура Гераклита Эфесского - интересного, рефлексирующего философа, основателя диалектики. Ему также приписывают фразу "Все течет, все меняется" (Omnia fluunt, omnia mutantur).
Но мы помним, что в Ватикане работал и великий Микеланджело Буонарроти, в том числе, расписывал Сикстинскую капеллу
Нет сомнений, что в образе Гераклита отображены черты великого Микеланджело. Сравните:
Рафаэль не забыл и о себе. Всегда интересно находить автора на его творениях. Здесь Рафаэль находится в крайней правой части фрески и выглядывает из-за головы своего учителя.
Тот, кто любит искусство, любит Рафаэля, а кто любит Рафаэля - сразу же найдет его милое лицо в пол-оборота и взгляд, направленный прямо в душу через века.
На Рафаэля устремлен взор Птоломея, а ближе к зрителю, в красном, строит чертеж Архимед (Евклид).
Осталось определить кто же устроился посреди лестницы и читает, сидя прямо на голых плитах. Конечно же это - аскет Диоген. Тот самый, что жил в бочке и днем с огнем "искал человека", а также сказал Александру Македонскому, что тот заслоняет ему Солнце.
Однажды Диоген на городской площади обратился к согражданам с философской речью. Его никто не слушал. Тогда Диоген стал свистеть по-птичьи и вокруг собралось множество зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».
А вы говорите, нет ничего постоянного.
Вообще, из множества фигур, изображенных на фреске, на зрителя обращены только автор (крайняя правая позиция), фигура женщины в белом (ближе к центру) и ангел (младенец) - крайняя левая позиция. Все остальные полностью погружены в науку и дискуссии. Действительно ли возлюбленная Рафаэля была так похожа на него? Или это метафизические загадки великих, как и у Леонардо да Винчи, например?
При всем динамизме, разноплановости, насыщенности внутреннего пространства, эти три фигуры, образуют дополнительную систему координат, поражают своим спокойствием, невовлеченностью. Они как будто символизируют, что истина, которую всю жизнь ищут самые великие умы человечества, о которой спорят, за которую, порой, погибают, эта истина находится вне пределов разума и вне этого мира.
Об этом же говорит и архитектурное решение. Все фигуры людей - в ближайшем помещении. За второй аркой - нет никого, а за третьей - только небо. Но великие, такие как Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи пришли в мир людей именно оттуда.
Дмитриева С. О. для Результат исследований
Авторские права защищены.