Один из самых необычных по конструкции велосипедов из коллекции Веломузея – голландский Union Strano 1963 года выпуска. Люди, увидевшие впервые этот аппарат без седока, обычно пытаются развернуть в другую сторону руль. ;-) Приходится их вразумлять и показывать, как на таком странном велосипеде ездить.
Один из крупнейших голландских велопроизводителей – завод Union в 1963 году выпустил небольшую партию странных велосипедов, получивших название «Strano». Дизайн был разработан Бернардом Оверингом (Bernard Overing) из Девентера. Конструкция была задумана, как компактный городской велосипед, который не занимает много места в квартире и удобен при перевозке в городском транспорте. Переднее колесо было много меньше заднего, а руль располагался под седлом. Несмотря на непривычный внешний вид, велосипед очень удобен, маневренен и прекрасно рулится. Единственным серьезным недостатком конструкции является так называемый «оверлап» - задевание шатунами переднего крыла при повороте на большой угол на маленькой скорости. На высоких скоростях велосипед поворачивает за счет наклона корпуса и, надо сказать, допустимый угол отклонения хорошо чувствуется и контролируется. Можно, конечно, при крутых поворотах не крутить педали, но это неудобно. Посадка ездока очень комфортна для спокойной езды – на велосипеде сидишь, как на стуле – с прямой спиной. Было произведено около 2000 единиц «Strano», но модель не вызвала доверия голландских велосипедистов и плохо продавалась, из-за чего её производство свернули. В наше время эта модель среди коллекционеров велотехники и музейщиков считается культовой и высоко ценится.
Интересен факт, что несмотря на то, что Бернард Оверинг и компания Union позиционировали свое детище, как совершенно новую и оригинальную модель, у нее в недалеком прошлом был прототип! В 1933 году в Италии инженер из Болоньи по имени Эрнесто Петтаццони (Ernesto Pettazzoni), подал заявку на получение британского патента на свою компактную веломашину под названием Velocino. Идея конструкции была аналогичной той, которую использовали позднее голландцы – переднее колесо намного меньше заднего и руль под седлом, хотя воплощена она была несколько по-иному. Руль был реверсивным, то есть использовать его можно было и в классическом положении. Тогда конструкция Velocino наделала много шума в Италии и даже была выпущена небольшая партия таких велосипедов, но до выпуска крупной серией дело так и дошло.
В коллекции Веломузея хранится два экземпляра велосипедов Union Strano в очень хорошем состоянии и они нередко используются во время Исторических Велопробегов и других мероприятий.
Посмотрите обзоры других велосипедов из коллекции Веломузея, произведенных в Голландии: