Экономику Османской империи невозможно представить без работорговли. Да и все сопредельные территории так или иначе были в неё втянуты. Кавказ тоже участвовал, причём активно. В связи с чем ещё со средневековья сложился знаменитый стандарт "черкесских рабынь" - молодых девушек с прекрасной внешностью и кротким характером, которые стоили на невольничьем рынке немалых денег и пользовались особым спросом у богатых покупателей.
В прошлой статье я позволила себе сделать предположения (не претендующие на научное открытие) о возможной стоимости Хюррем и Махидевран как рабынь султанского гарема. Потому что они обе изначально были рабынями. Хюррем захватили и привезли татары, а Махидевран могла оказаться подарком от черкесского князя, которого принято считать её отцом. И это на фоне приемлемой для черкесов и некоторых других народов Кавказа практики продавать в рабство своих дочерей. Не просто в рабство, а с уклоном: в наложницы к обеспеченным османам.
Некоторые из читателей не поверили, что такое было возможно в принципе. Вот скрин из полемики в комментариях под статьёй.
В продолжение темы о рабынях-черкешенках сейчас будет обзор источников. С конкретными указаниями на то, что девушек действительно могли продавать в рабство их родители. Некоторые из данных источников достаточно экспертны - это работы учёных-историков советского времени. Верить им или нет - дело восприятия.
Страсти по Вольтеру
Французский философ-просветитель писал о черкесах XVIII века, а не XVI, но сейчас смысл не в конкретном отрезке времени, а в самой вероятности "обычая" продавать собственных дочерей. По мнению Вольтера, он имел место:
"Черкесы бедны, а дочери их красивы, и потому из своих дочерей они извлекают максимум выгоды: они поставляют красавиц в гаремы султана, персидского суфия и всех тех, кто достаточно богат для того, чтобы покупать и содержать этот драгоценный товар; они взращивают дочерей в чести и холе, дабы научить их ласкать мужчин, исполнять пляски, ... разжигать самыми сластолюбивыми способами и средствами ... горделивых господ, служению которым они предназначены; несчастные эти создания каждодневно твердят свой урок со своими мамашами, подобно тому как наши девочки твердят свой катехизис, ничего в нем не смысля".
Вольтер, "Прививка от оспы" ("Письма об Англии и англичанах")
Источник.
Получается, что некоторые матери сызмальства готовили дочерей к гаремной "специализации". И необязательно с прицелом на дворец турецкого султана. Успехом считалось попадание в дом к любому богатому мужчине - лишь бы мог "обеспечить", как говорится.
Цена на девочек упала - горе семье!
Два кандидата исторических наук из Армавирского ГПУ - Людмила Хлудова и Анастасия Цыбульникова тоже исследовали торговлю женщинами как одно из направлений кавказской работорговли. И тоже отмечали перегибы, связанные с тем, что черкесы могли продавать в неволю не только захваченных пленников (а они и этим промышляли), но и своих родных детей.
Почти все европейские путешественники в Средние века обращали внимание на то, что особенностью торговли у черкесов была купля-продажа живого товара. Например, И. Шильтбергер (1381‒1440) пишет: «…Тем не менее, они (черкесы ‒ авт.) злые люди, продававшие язычникам собственных детей своих и тех, которых они крадут у других» [1, c. 35].
Л.Н. Хлудова, А.Н. Цыбульникова. Торговля невольницами на Черноморском побережье Северо-Западного Кавказа. Источник.
Впоследствии успешному черкесскому бизнесу на людях начали создавать помехи российские военные суда, и объёмы торговли предсказуемо упали. Благосостояние ряда черкесских семей оказалось под угрозой:
"Те родители, у которых полный дом девочек, оплакивают это с таким же отчаянием, как купец грустит об оптовом магазине, полном непроданных товаров" (по словам английского путешественника Эдмонда Спенсера).
Взято из той же статьи.
Жена османского визиря Мелек Ханум и ее разоблачение мифа о "турецком чуде"
Доктор исторических наук Кабардино-Балкарского государственного университета М.А. Текуева тоже коснулась болезненной темы продажи черкесами в рабство женщин из своих же семей.
Правда, она сначала аккуратно пишет о том, что так могли поступать лишь с теми черкешенками, которые "морально деградировали" - например, изменили мужу или опозорили родителей внебрачной связью с мужчиной. То есть продавать-то продавали, но исключительно в наказание.
А потом Текуева приводит достаточно обширные выдержки из книги турецкого автора Мелек Ханум "Тридцать лет в турецких гаремах". Мелек сама была женой турецкого визиря. В книге она поделилась лишь тем, что самолично видела и слышала, без всякого художественного вымысла и домысла. В России ее записки увидели свет в 1874 году.
И тут, на страницах с откровениями Мелек Ханум, выплывает самое интересное. По её свидетельству, турецкие гаремы (как султанский, так и рангом помельче) действительно состояли преимущественно из черкешенок. А на Кавказе в это время активно поддерживался миф о "турецком чуде", согласно которому любая "хорошая девочка" могла попасть в vip-гарем, стать там женой или фавориткой важной персоны и, соответственно, "возвыситься". Возможно, это даже была целенаправленная пропаганда. И на её удочку клевали и бедняки, и люди с более высоким достатком. Отсюда и возникали прецеденты с продажей родных дочерей.
Для тех, кто желает ознакомиться с трудом Мелек Ханум, оставлю ссылку на его версию в электронной библиотеке. Это бесплатно)