Задача нашей команды цифровизации — автоматизировать процессы управления обслуживанием и ремонтами производственной техники, оборудования, объектов инфраструктуры. В чем «изюминка» проекта? Собирать информацию об оборудовании и деталях, вносить ее в систему, анализировать и корректировать, обучать сотрудников было необходимо не только в Екатеринбурге: у Жирового комбината есть обособленное подразделение в Саратове и еще 3 площадки в других населенных пунктах. Поэтому работа велась с учетом территориального распределения. Проект был реализован в период с августа 2019 по май 2021 года.
Подробнее о проекте и его результатах можно прочитать на нашем лендинге.
Чем занимается «Русагро»
Группа компаний «Русагро» занимает лидирующие позиции в 4 направлениях производства: сахарном, масложировом, свиноводстве и растениеводстве. Почти вся Россия — 80 субъектов — и 14 стран мира получают продукцию этого агрохолдинга.
За масложировое направление отвечает ОАО «Жировой комбинат»: производит майонез и соусы, маргарин, подсолнечное масло, кулинарные и кондитерские жиры в Екатеринбурге. Майонез ЕЖК считают брендом города — как пряники в Туле или масло в Вологде. Хотя первым продуктом, вышедшим из-под конвейера 70 лет назад, был маргарин. Сегодня комбинат входит в ТОП-5 российских предприятий отрасли и в число лидеров рынка в СНГ.
В Советском Союзе масложировую продукцию нужно было «доставать», а сейчас бренды «Мечта хозяйки», «Провансаль ЕЖК», «Щедрое лето» легко взять с полки в Пятерочке, Карусели, Перекрестке, Магните, Дикси, Ленте — любой федеральной сети. Трепетная привязанность к майонезу хоть и отличает нас, россиян, но покупают этот и другие продукты жирового комбината не только в России, но и в странах Центральной Азии и Ближнего Зарубежья: туда отправляется 40% от всего объема производства.
В ассортименте 92 наименования продукции, максимально комбинат может выпускать 75 тысяч тонн маргарина, 145 тысяч тонн майонеза, 35 тысяч тонн фасованного масла в год. А это столовая ложка майонеза, 3 песочных печенья на маргарине каждому человеку в мире и почти 2 миллиарда бутербродов со сливочным маслом.
Чтобы не допускать сбоев в бизнесе такого масштаба и увеличивать его, заботясь о качестве продукции, предприятие работает на автоматизированном современном оборудовании. В цехе по рафинации, очищению масла и производству сложных жиров машины настолько «умные», что людей трудится всего 8 в одну смену.
Предыстория проекта
Минусы без автоматизации
Что тормозило развитие компании без автоматизированной системы управления техобслуживанием и ремонтами оборудования?
- Не было возможности учитывать материальные и трудовые ресурсы, необходимые для выполнения ремонтов, и фиксировать их в единой информационной системе для формирования отчетов.
- Сложно было оперативно оценивать затраты в рамках центра финансовой ответственности.
- Графики планово-предупредительных ремонтов (ППР) строились в Excel, что не давало эффективного результата при анализе больших данных.
- Отсутствовал качественный мониторинг ключевых показателей эффективности (KPI) отделов ТОиР и производственных площадок в целом.
Потребность
Компания нуждалась в более развитом решении для управления ремонтами и обслуживанием оборудования и инфраструктурой.
Важными условиями при выборе программного продукта были:
- возможность дорабатывать функционал;
- доступная техническая поддержка;
- возможность расширять число лицензий.
Все эти возможности предоставляет решение 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанное на платформе 1С и развивающее свою функциональность именно как специализированное решение для управления активами.
Денис Труфакин, руководитель технического управления МЖБН АО «Жировой комбинат»:
— Чтобы всё работало как следует, необходимо планировать техосмотры и ремонты; формировать запасы материалов, инструментов, запчастей и комплектующих; контролировать в реальном времени техническое состояние объектов; не допускать критического износа и аварий; иметь обоснованный ремонтный бюджет. Нужно, чтобы деятельность всех участников процесса была прозрачной, а заданный уровень качества ремонтов — постоянным. С 1С:ТОИР 2 КОРП это стало реально.
Пилотная площадка и тираж
Пилотной площадкой для внедрения 1С:ТОИР 2 КОРП стало ОАО «Жировой комбинат». После реализации проекта в Екатеринбурге был выполнен тираж решения еще на 4 площадки:
- АО «Самараагропромпереработка», пгт. Безенчук;
- ООО «Русагро-Саратов», г. Саратов;
- ООО «Русагро-Аткарск», пгт. Аткарск;
- ООО «Русагро-Балаково», г. Балаково.
Цели и задачи проекта
Цель проекта
Повышение надежности эксплуатируемого оборудования и уменьшение затрат на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту — основная цель проекта внедрения «1С:ТОИР 2 КОРП» в масложировом бизнес-направлении (МЖБН) Русагро.
Задачи проекта
- Повышение эффективности управления техобслуживанием производственного оборудования и инфраструктуры.
- Сокращение затрат на обслуживание основных активов.
- Прозрачность работ по техобслуживанию и ремонтам в целом.
- Увеличение точности планирования складских запасов, расходных материалов и запасных частей.
- Оптимальное сокращение складских запасов.
- Наведение строгого учета в технической документации с соблюдением требований и норм российского законодательства.
- Получение достоверных проверяемых данных для оценки результативности работ подрядных организаций и повышения контроля исполнения работ.
Этапы проекта
Внедрение 1С: ТОИР 2 КОРП проходило по авторской методологии «Деснол Софт», выработанной более чем за 10-летие благодаря опыту реализации более 250 проектов в различных отраслях.
1-й этап: паспортизация
- Создание базы оборудования
- Построение иерархии объектов ремонта
- Внесение в 1С: ТОИР технических паспортов
- Формирование базы нормативов
2-й этап: адаптация, интеграция, обучение
В ходе проекта было проведено обучение пользователей и реализовано более 100 специальных доработок и запросов на изменение как в системе 1С:ТОИР 2 КОРП, так и в бизнес-процессах компании. Наиболее важными из них «Русагро МЖБН» считает следующие.
- Реализовано управление бюджетом, движением денежных средств, лимитами.
- Создано автоматизированное рабочее место (АРМ) мастера для фиксации технических, технологических и организационных простоев, для расчета общей эффективности оборудования.
- Создано АРМ обеспечения ремонтов ТМЦ, для резервирования запасов, оценки свободных остатков и обеспечения заявок на закупку.
- Разработан инструмент поддержания минимального запаса для регулярно потребляемых материалов.
- Разработан инструмент поиска корневых причин и отслеживания в реестре назначенных мероприятий.
- Разработана оценка критичности объектов ремонта и ранжирование по степени значимости.
- Разработаны 10 форматов наряд-допусков под различные работы повышенной опасности.
- Доработан монитор KPI для отслеживания ключевых показателей эффективности, добавлены 22 новых KPI.
- Выполнена интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с системами «1С:Управление производственным предприятием» и «1С:Зарплата и управление персоналом».
3-й этап: опытно-промышленная эксплуатация
На этапе опытно-промышленной эксплуатации началось применение системы на практике, были выявлены и устранены недостатки, которые становятся очевидными только в «боевых» условиях. Специалисты «Деснол Софт» оказывали помощь сотрудникам в освоении 1С:ТОИР.
Денис Труфакин, руководитель технического управления МЖБН ОАО «Жировой комбинат»:
— Мы оценили авторскую проектную методологию «Деснол Софт», которая основана на 12-летнем опыте проектов по автоматизации ТОиР, выполненных компанией, и учитывает специфические риски, характерные для этой сферы. Проект был хорошо спланирован и прошел в оптимальные сроки. С нами работала команда, которая имеет опыт подобных проектов и которая не просто знает, «как внедрять 1С:ТОИР», но четко понимает, как это сделать оптимально в нашем случае.
Монитор показателей KPI: от базовых метрик к специальным
В 1С:ТОИР 2 КОРП есть встроенный монитор показателей KPI, который можно дорабатывать по необходимости. Для эффективной работы к базовым метрикам в «Русагро» были добавлены еще 22, с помощью которых компания измеряет следующие основные направления.
- Работа с дефектами по поиску коренных причин и разработке мероприятий по предотвращению отказа в будущем.
- Эффективность исполнения графиков планово-предупредительных ремонтов (ППР).
- Качество планирования технологических карт в разрезе ППР.
- Техническая готовность оборудования по основным линиям производства с разбивкой на плановые и не плановые потери.
Все метрики подробно перечислены на нашем лендинге.
Владимир Александров, генеральный директор МЖБН АО «Жировой комбинат»:
— Кроссотраслевая ЕАМ-система широкого применения 1С:ТОИР 2 КОРП разработана компанией «Деснол Софт» для управления производственными активами предприятий. Методология и функциональность решения подходят как основному технологическому оборудованию, так и инфраструктуре и инженерным сетям. Существующие в системе инструменты планирования и прогнозирования, продуманная оценка рисков, управление доступностью оборудования отвечают целям предприятия. Развитая система управления дает гибкость и скорость взаимодействия между заказчиком и исполнителями работ, в целом процессы лучше контролируются на этапе согласования документов. Проактивный подход к техобслуживанию, быстрое и качественное реагирование — в этом заинтересованы все участники процесса производства.
Итоги проекта цифровизации ТОиР в масложировом направлении «Русагро»
Цифры
Работают в системе: 250 пользователей.
Создано в 1С:ТОИР: 78 482 объектов ремонта.
Система содержит: 22 630 действующих техкарт со сведениями о необходимых технологических операциях.
Сформировано в системе: 6 700 дефектов.
Построено в системе: 40 810 планово-предупредительных работ.
Качественные результаты
- Повысили надежность оборудования на 2% в годовом выражении на основании роста технической готовности оборудования.
- Добились прозрачности управления основными фондами, объединив в системе территориально-распределенных объектов ремонта по 5 производственным площадкам:
- АО «Жировой комбинат», г. Екатеринбург;
- АО «Самараагропромпереработка», пгт. Безенчук;
- ООО «Русагро-Саратов», г. Саратов;
- ООО «Русагро-Аткарск», пгт. Аткарск;
- ООО «Русагро-Балаково» г. Балаково.
- Добились возможности минимизировать риски при планировании работ.
- Реализовали разные подходы и механизмы при определении приоритета выполнения внеплановых работ.
- Организовали процесс управления корневыми причинами и выработки мероприятий для предупреждения простоя оборудования в будущем.
- Добились возможности управлять бюджетом и затратами через лимитирование ремонтов.
- Обеспечили прозрачность учета.
- Обеспечили возможность получения аналитики по бизнесу и оценки эффективности по стандартам «Русагро МЖБН», с помощью монитора показателей KPI.
Экономический эффект
- Ускорение получения управленческой отчетности — 70%.
- Ускорение получения регламентированной отчетности — 70%.
- Сокращение операционных затрат на ремонт оборудования за счет управления лимитами — 12%.
- Сокращение трудозатрат в подразделениях — 5%.
- Рост надежности оборудования через повышение технической готовности — 2%.
- Увеличение объемов производства — 1%.
Благодаря таким результатам проект был номинирован на конкурс «Проект года 1С» в 2021 году.
Развитие
В настоящее время наша команда приступила к разработке мобильного приложения для ТОиР для 250 пользователей на 4 производственных площадках масложирового направления «Русагро». Проект планируется реализовать к июню 2022 года.