Один из самых знаменитых гитаристов в истории рока, соучредитель успеха DEEP PURPLE и организатор RAINBOW, автор канонического риффа Smoke on the Water.
И в то же время «деспотичный», «жёсткий», «безжалостный», вот только несколько эпитетов, которые использовали его коллеги при описании характера Блэкмора.
К отчаянию большинства фанатов хард-рока, он нашел для себя новые творческие просторы, с головой уйдя в группу, исполняющую музыку эпохи Возрождения, и лишь изредка появляясь на рок-сцене.
«Я никогда не считал себя иконой. Я больше похож на того, кто отрабатывает свои счета игрой на гитаре. Не думаю, что я значительный гитарист. Мне не хватает дисциплины».
Такие слова могли бы свидетельствовать о том, что их автор - довольно-таки скромный парень.
Может и так, если отбросить его музыкальные успехи, концертные выступления, сделавшие Ричи Блэкмора одним из самых легендарных рок-гитаристов.
Для некоторых - до сегодняшнего дня; для других, разочарованных тем фактом, что их кумир отказался от хард-рока и начал исследовать извилистые тропинки музыки Возрождения, больше в прошлом.
«Я счастлив делать то, что делаю», - признался Блэкмор в интервью для Teraz Rock. «Но я бы хотел как-нибудь сыграть два-три концерта в составе DEEP PURPLE. Для фанатов, из ностальгических соображений».
За годы своей музыкальной карьеры Блэкмор заработал репутацию сложного музыканта, капризного, непредсказуемого и вечно неудовлетворенного. Достаточно вспомнить обстоятельства его окончательного «прости» группе DEEP PURPLE в 1993 году, когда он покинул группу в середине концертного тура после многолетнего «обмена любезностями» с вокалистом DP Иэном Гилланом.
Но честно говоря, это, к сожалению, отнюдь не эксклюзивная ситуация в рок-мире, ярким примером могут послужить отношения Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора из PINK FLOYD.
Ярые поклонники таланта Блэкмора, возможно, не чувствовали себя слишком комфортно, когда он частенько отворачивался от них на концертах, но они быстро забывали об этом, поглощенные великолепной игрой своего кумира.
Ричи Блэкмор - прежде всего великолепный гитарист и композитор, соавтор тринадцати альбомов DEEP PURPLE, восьми альбомов RAINBOW и одиннадцати альбомов BLACKMORE'S NIGHT; последние, хотя они и не имеют особо много общего с роком, а некоторыми из старых фанатов гитариста и вовсе игнорируются, несомненно, подтверждают его артистизм и разносторонность.
Последователи
У Блэкмора, как он сам утверждает, есть только одна техника игры: его собственная.
«Я не очень хорошо умею копировать других», - говорит он, уточняя, что все, что он делает в музыке, является спонтанным. - Я никогда не доводил до совершенства свои соло. Единственное, которое я играю по памяти - это Highway Star».
Я бы ещё добавил Burn, хотя в составе DP мы не слышали её в исполнении Блэкмора с 1975 года, однако в последних инкарнациях RAINBOW мы можем снова восхищаться как знаменитыми неоклассическими арпеджио, так и не менее узнаваемой, скоростной фазой вдоль третьей струны.
Блэкмор:
«Мне нравится играть полутоновым галопом посередине Highway Star. Однако если кто-то скажет мне: «О, круто, сыграй еще раз также», я не смогу точно выполнить его просьбу».
Культовый рифф из Smoke on the Water наряду с риффом Enter Sandman группы METALLICA - видимо то, с чего наиболее часто начинают молодые электрогитаристы.
Но уровень Блэкмора-гитариста невозможно оценивать только суперуспехом хитов Highway Star, Black Night, Child in Time, Woman from Tokyo, Lazy, Perfect Strangers группы DEEP PURPLE или Man on the Silver Mountain, Stargazer, Catch the Rainbow, Long Live Rock’n’Roll группы RAINBOW. В начале семидесятых музыкант был одним из главных пионеров развития техники и звука рок-гитары. Он оказал влияние на огромное количество гитаристов рока, хард-рока и хэви-метал, образовалось множество последователей его стиля и его подхода к гитаре, в первую очередь это Ингви Мальмстин.
«Ингви? Великий музыкант», - отпускает Ричи комплимент меньшому собрату.
«Но ему просто надо немного успокоиться. Он совсем не такой, как про себя думает. Он - не Паганини. И ему надо перестать одеваться, как я».
Характер
Уникальная особенность Блэкмора - это его умение выбирать музыкантов, многие из которых приобрели известность благодаря ему - просто вспомните имена вокалистов, Дэвида Ковердейла из WHITESNAKE, который начал свою карьеру как фронтмен DEEP PURPLE, или Ронни Джеймса Дио - первого и самого знаменитого вокалиста RAINBOW, позже стоявшего у микрофона в BLACK SABBATH и DIO.
«У меня никогда не было сложностей в сотрудничестве с Ричи», - заверяет Ронни. «Это - гений в гитарной игре и композиции. Он всегда стремился к совершенству, что я полностью понимаю и принимаю».
Однако Блэкмор признал в интервью журналу Rolling Stone вскоре после своего первого ухода из DEEP PURPLЕ в 1975 году, что он всегда был непростым человеком.
«Я считаю, что могу делать именно то, что хочу и по отношению к тому, к кому хочу. Мне не обязательно быть со всеми вежливым. Я не очень люблю людей, они мне кажутся слишком подозрительными. Для меня они виновны ещё до того, как смогут доказать свою невиновность. Я одеваюсь в черное, и люди держатся от меня подальше. Все это части моего темного атмосферного образа».
Двадцать лет спустя, в интервью для Guitar International, Блэкмор углубил эту тему.
«Я не слишком многословный человек, потому что мне нечего особо сказать», - объяснил он тогда. «Многие думают, что тут дело в моих капризах, но это совсем не так. Просто у меня есть дела поважнее, чем давать интервью. Например, выкупать моего кота или поесть фрукты на улице (смеется). И вообще, какое отношение имеют ваши интервью к музыке? Я, видимо, сам себе злейший враг. Я стараюсь ничего лишнего не говорить, что, очевидно, дало мне ярлык «трудного» человека. Бетти Дэйвис (американская актриса - авт.) однажды сказала: «Ты будешь никем, пока не станешь жестким» (смеется).
Начало
Ричард Хью Блэкмор родился 14 апреля 1945 года на юго-западе Англии в Уэстон-сьюпер-Мэр, городе с населением 70000 человек, а когда ему исполнилось два года, его родители переехали в Хестон - район Лондона.
Первую гитару он получил от отца, когда ему было одиннадцать лет. Классическая музыка, которую он изучал на ней, несомненно повлияла на формирование его стиля.
Первая группа, в которую он влился, когда ему было шестнадцать лет, называлась 21's COFFEE BAR и играла скиффл.
Позже он оттачивал и наращивал своё мастерство в таких группах как DELFONICS, THE SATELITES, MIKE DEE & THE JAYWALKERS и THE CONDORS.Он стал брать уроки игры у английского гитариста Биг Джима Салливана, который познакомил его с профессиональными музыкантами из своей тусовки.
Первый прорыв состоялся в 1962 году. Семнадцатилетний Блэкмор, работавший в то время радиомехаником в аэропорту Хитроу, начал работать с английским вокалистом и шоуменом, выступавшим под псевдонимом Screaming Lord Sutch. Именно тогда он увлекся тем, что впоследствии стало неотъемлемым элементом его сценической работы - разгромом оборудования на сцене.
Блэкмор был не единственным, кто работал под руководством Сатча - такие будущие знаменитости, как Джефф Бек, Джимми Пейдж, Джон Бонэм и Кейт Мун также проходили у него стажировку.
Мик Джаггер
«Все известные группы были в восторге от моей игры», - вспоминает он. «Однажды мы играли со STONES, и Мик Джаггер после сказал в интервью, что я лучший гитарист, которого он когда-либо видел. Следующее, что сделал я, - это раскритиковал STONES в какой-то местной газете. На этом наша дружба закончилась».
«THE ROLLING STONES?.... Они явно переоценены», - заявил он много лет спустя для «Керранга». Не первый и не последний раз он критиковал больших звезд.
Корни
Следующие несколько лет гитарист провел в Гамбурге. Таким образом он хотел уйти от всяких искушений, окружающих его повсюду, и сосредоточиться на многочасовых занятиях техникой. Именно там, в 1968 году в одном из местных баров, он познакомился с органистом Джоном Лордом, благодаря которому оказался в группе, которая позже получила название DEEP PURPLЕ.
«В конце концов, когда Хендрикс стал звездой в Англии, я почувствовал, что пора возвращаться и начинать новую главу».
Имя Джими Хендрикса появилось не случайно. В игре Блэкмора на первых трех альбомах DP - Shades of Deep Purple (1968), The Book of Taliesyn (1968) и Deep Purple (1969) - явно слышны интонации Джими, и кавер на Hey Joe с его испанским интро только подливает масла в огонь.
На на следующем студийном альбоме In Rock (1970) Блэкмор уже в полной мере проявил новые качества гитариста, сочетающего скорость, экспрессию блюза, классические гаммы и энергичное вибрато.
«Хендрикс, возможно, и не был великим инструменталистом, но все в нем, включая то, как он двигался, было просто фантастическим. Он очень вдохновил меня, но ещё больше на меня повлиял Уэс Монтгомери», - подчеркивает Блэкмор, упоминая также Джеффа Бека среди своих кумиров: «Чертов парень, он издает звуки из ничего. Иногда он находит звуки, которых просто нет на моей гитаре». Он также упоминает и Фрэнка Заппа «Я любил слушать как он играет. Когда он умер, весь мой мир остановился».
Знаменитые соло Блэкмора, как импровизированные, так и продуманные, до сих являются предметом анализа и изучения для многих тысяч поклонников рок-гитары.
Как он объясняет, самое главное: «Знать, что и сколько вы хотите сыграть. Я терпеть не могу гитаристов, которые просто все время скачут по грифу. Это безумие. У соло должна быть концепция. Более зрелые и утонченные инструменталисты в основном полагаются на чувства».
По мере разворота своего творчества, DEEP PURPLЕ и RAINBOW образовали канон тяжелого рока, до сих пор вдохновляющий поклонников на всех континентах. Тем труднее было им смириться с тем, что в 1993 году, в середине турне по продвижению альбома The Battle Rages On, Блэкмор во второй раз и на этот раз безвозвратно покинул свою самую известную группу, заставив их найти ему быструю замену. Джо Сатриани помогал группе в туре, но затем к ним присоединился Стив Морс, который продолжает работать с DEEP PURPLЕ и по сей день.
«Я уже больше не мог работать с Иэном Гилланом», - сказал тогда Блэкмор. - «Я не чувствовал, чтобы он воспринимал группу всерьез. Он забывал слова на каждом шоу, все время где-то тусовался и регулярно терял голос».
Рок для обезьяны
С того времени единственным рок-альбомом Блэкмора стал отличный, но до сих пор недооцененный Stranger in us All, выпущенный им в 1995 году в составе недавно возрожденных RAINBOW. Американка Кэндис Найт, с которой гитарист познакомился несколькими годами ранее, исполнила бэк-вокал в песне Wolf to the Moon.
Спустя два года пара, объединенная взаимной любовью и любовью к музыке эпохи Возрождения, дебютировала с альбомом Shadow of the Moon, взяв себе имя BLACKMORE's NIGHT.
Последний их альбом Nature’s Light вышел в марте этого года. За исключением двух каверов, остальные восемь треков сочинены дуэтом. И хотя музыка основана на акустическом звучании, Блэкмор порой берет в руки и электрогитару.
«Сейчас я в сто раз счастливее», - говорит Блэкмор: «Прошло время, и теперь даже обезьяна может сыграть Smoke on the Water. Однако, когда мы вышли на сцену, тысячи фанов обезумели и потребовали именно эту вещь. Мои коллеги были в восторге, но мне это не очень понравилось. Я хотел заняться чем-то другим, и я это сделал».
Ричи Блэкмор и Кэндис Найт поженились в 2008 году. Они живут в Нью-Йорке и вместе воспитывают дочь Отэм (2010 г.р.) и сына Рори (2012 г.).
Это четвертый брак Блэкмора, который ранее был женат на двух немках: Маргит Фолькмар (1964), матери его сына Юргена (1964) и Бербель (1969). Третьей женой гитариста была американка Эми Ротман (1981).
Мы могли только мечтать о том, что Блэкмор, полюбивший музыку эпохи Возрождения ещё в 1970-х годах - тогда он научился играть на виолончели, на которой он, среди прочего, сочинил знаменитую Stargazer, - вернется в рок. Однако в 2016 году он сделал это, и три года радовал фанов регулярными концертами возрожденных RAINBOW. Официального роспуска этого состава пока что не было.