Проще всего - руками и ногами. Затыкая при этом глаза и уши.
Но можно ли прожить в таком режиме все одиннадцать школьных лет?
Создаётся впечатление, что ДА.
Ещё в 2014 году минимально необходимое количество баллов по русскому (родному!) языку внезапно снизили с 36 до 24. Пикантность ситуации в том, что снизили ПОСЛЕ сдачи экзамена, но ДО объявления результатов. И отказались сообщить, сколько же человек его фактически завалили.
Ситуация с математикой, по-видимому, вообще выходит из - под контроля, если приходится сочинять задания для базового уровня типа "Кто может весить 5 тонн, слон или комар"?
Парадокс в том, что это поколение - первое, имеющее доступ едва ли не ко всем знаниям человечества. Лёгкий и быстрый доступ - КЛИК...
Стало быть, доступность знаний не равна понятию "развивающая среда"? Пусть об этом рассуждают специалисты, а мы просто вспомним, как это было?
***
- Откуда вы знали про живопись, когда не было компьютера? Ведь и книги были труднодоступны?
Книги были куда доступнее, чем теперь пытаются внушить. Имеющий глаза да увидит, как уже второе поколение избавляется от родительских "пылесборников бумажных" - и всё никак до конца не избавится. То, чего не было дома, находилось у соседа, в школе, в библиотеке.
А, например, у нас учителя развешивали по коридорам репродукции из "Огонька". Не особо заботились разместить по странам, и на стенах Леонардо соседствовал с Ренуаром, Репин - с Гойей. Но этого было совершенно достаточно, чтобы остановить взгляд - восхититься - прочесть! А в выходной сходить в Клуб филателистов - и выменять марки на репродукции полюбившегося художника. Или купить открытки - их было сколько угодно, и стоили копейки.
А вот эти ИГРЫ у меня сохранились. Лото "Искусство":
Карточки как у обычного русского лото, но половина клеток - картины, скульптура, архитектура. Ведущий вытаскивает из мешочка маленькие фишки - репродукции и называет произведение, а задача игрока - назвать автора. Если правильно - закрой фишкой клеточку. Закрыл все - выиграл.
А вот эта игра посложнее:
Сложность на обратной стороне карточек: краткие рассказы о жизни художников и об истории их картин. Но фамилий художников нет!
Ведущий читает, скажем, историю боярыни Морозовой - а ты скажи, кто написал о ней картину.
Захотелось поиграть? И нам ХОТЕЛОСЬ.
И какое радостное оживление вспыхивало в классе, когда вместо урока - диафильм! Или показ слайдов! Репродукции картин на стене - может, не самое увлекательное зрелище, но не запомнить, что Васнецов - это русская сказка, а Сарьян - это горы, было просто невозможно.
А уж фильмы о художниках - это в кинотеатре. "Эль Греко" - может, драма живописца понятна и не всем, но судопроизводство инквизиции - во всей красе! Художник оправдан, но зритель не радуется - довели ведь его почти до сумасшествия...
А "Мулен Руж?" Героя - французского живописца Тулуз Лотрека - сегодня называют "самым развратным художником". И никто не лепил маркировку "16+", настолько сочувствуешь человеку, "развратному" в силу обстоятельств. Невольно прикидывая: "А я на его месте был бы другим?" Страшно...
Так если есть всё и рядом - только включи ноутбук, но не хватает "мелочи" - навигатора в виде школьной выставки или возможности "собственных открытий" в виде наборов открыток - многие ли "будут знать"?
***
Ученица задала мне непонятный вопрос:
- Вот правда, что советские школьники знали литературу всю, не только нашу? А откуда?
Я даже растерялась:
- Читали...
- Да нет, я не пойму, откуда знали, что читать? Книг ведь так много - растеряешься!
Понятно. Человек тонет в океане бесполезной информации.
Рассказываю о Горьком и его "Всемирке". И спохватываюсь: всё равно ведь не поймёт, как можно не запутаться в двухстах томах. И снимаю с полки увесистый кирпич - "Зарубежная литература, учебник для средней школы 1952 года". Статьи об авторах - от Гомера до Пабло Неруды. И отрывки из произведений. С иллюстрациями.
- Минимальный минимум! От нас требовали уже меньше - это учебник моей мамы. А я - то всё детство не понимала, как она знает всё и обо всех, хотя книги в Сибири в войну были труднодоступны? А они на оценку отвечали, кто, что и о чём написал! Заинтересуются - найдут полностью и прочтут.
Надо признать, "полностью" читали не все, и уже не в школе. Но этот "кирпич" оказался навигатором - знали, какая эпоха им интереснее, где копнуть поглубже. Не могли ошибиться, кто жил и писал раньше - Шекспир или Мильтон. Могли вспомнить, по чьей пьесе снят фильм "Сид" и кого можно обозвать "мещанином во дворянстве".
- Понимаете? Давали основу, костяк. А кто полюбознательнее - на эту основу нанизывали ещё и ещё!
Нам от этого курса давали уже ошмёточки. А теперь почти вся "зарубежка" - в программе института. Решили, видно, что школяры ещё маленькие!
Барышня потрясена...
(А я уже не впервые наслаждаюсь эффектом, вываливая перед учениками сразу по 10 или 12 томов советской Детской энциклопедии).
И может ли мне кто объяснить, как это заменяет удобнейшая компактная "читалка"? При всей её вместительности? Всё равно ведь на экране в каждый отдельно взятый момент ОДНА страница, а общего объёма себе не представишь? Структуры - тем более? Без навигатора, без "ключика" от этого сундука с сокровищами?
И, чтобы не заканчивать на уныло - ностальгической ноте, вспомню про школьные и районные праздники - "Книжкины именины". Костюмированные конкурсы, костюмы для которых делали сами (да-да, они не продавались!)
Проще всего нарядиться Гаврошем - просто надень штаны и кофту на пять размеров больше, а чтобы не сваливались - перевяжи всё большим платком. Труднее всего сделать костюм ДонКихота - доспехи из фольги на проволочном каркасе.
Но неужели и после такого праздника кто-нибудь мог спутать Робинзона с Робином Гудом?!
Получается - заинтересованное государство создало развивающую среду. Вроде как рассол: опустишь в него огурец - он и станет солёным, независимо от того, хочет он этого, или не хочет.
А если государство лишь делает вид, что ему нужно образованное поколение? А на самом деле ему необходимо и достаточно образованных 5%? Но, приличия ради, надо создать видимость равных возможностей. Что делать?
Очень просто: положить соль на виду. Хочешь - солись, огурец, а не хочешь - не солись. Только не говори потом, что не дали возможности.
И каждый день, всеми средствами внушать этому "огурцу": Оно тебе надо? А ЗАЧЕМ? Зачем, если эти знания не приносят денег? Кругозор? А ... зачем?
А без кругозора вырастает в непреодолимую проблему даже такая "неприятность", как ЕГЭ.
Да что такое эта "яга" в сравнении с нашими ВОСЕМЬЮ выпускными экзаменами - и с небольшим перерывом (через две недели) - ещё четырьмя вступительными?