Найти тему

Москва. Метро. Тайны и достопримечательности Арбатско-Покровской линии.

Всем доброго времени суток. Я рад вас приветствовать на своем канале. Сегодня вашему вниманию я вновь представляю статью, которая входит в серию обзоров тайн и достопримечательностей Московского метрополитена (статьи про другие ветки метро, а так же другие достопримечательности можно почитать на моем канале).

Краткая характеристика Арбатско-Покровской линии.

Схема Арбатско-Покровской линии метро. Картинка взята из открытых источников.
Схема Арбатско-Покровской линии метро. Картинка взята из открытых источников.

Линия была построена в 1938 году и имеет синюю окраску. На настоящий момент ее протяжённость составляет примерно 45,1 км путей. Они проложены на глубине 21 метр. В своем составе Арбатско-Покровская линия имеет 22 станции, их можно проехать за 62 минуты.

В центре линии есть станции (Арбатская, Смоленская), название которых продублировано на Филевской линии, да и место их расположения практически совпадает.

Произошло это из-за того, что станции на Арбатско-Покровской линии находились (и находятся) на относительно не большой глубине. Во времена Великой Отечественной Войны, в перегон этих станций произошло попадание снаряда. Было принято решение углубить их, дабы избежать повторных разрушений. Но после постройки станций, они вошли в состав вновь строящейся Филевской ветки, а старые остались функционировать в составе Арбатско-Покровской.

По другой версии данные станции строились для так называемого проекта "Метро-2" (правительственное метро), но по какой-то причине не вошли в него.

Но факт остается фактом, дублирующие станции существуют и до сих пор продолжают вводить в заблуждение не только гостей столицы, но и самих москвичей.

А вот станция "Курская" (построенная в 1938 году и использующая в своей тематике сельское хозяйство), наоборот, благодаря своей глубине, во времена Великой Отечественной Войны, использовалась как бомбоубежище.

Перон станции "Курская". Фото взято из открытых источников.
Перон станции "Курская". Фото взято из открытых источников.

Так же Арбатско-Покровская линия вошла в историю, как первая ветка Московского метро, на которой произошёл теракт.

8 января 1977 года в 17.33, в поезде, который шел по перегону Измайловская - Первомайская прогремел взрыв. А после (в 18.05) еще два, но уже на поверхности. СМИ не освещало этот теракт, но слух быстро разошелся по Москве. Виновные были найдены и приговорены к высшей мере наказания того времени... Всего в результате трёх взрывов погибло 7 человек, а пострадало - 37 (в основном, это были дети и родители, которые возвращались с "Новогодних елок"). Теракт стал самым крупным на тот момент времени.

Результат срабатывания взрывного устройства. Фото взято из открытых источников.
Результат срабатывания взрывного устройства. Фото взято из открытых источников.

Тайны Арбатско-Покровской линии.

Подготавливая данный материал, я не нашел никаких упоминаний о призраках или о чем-то мистическом. Существует пару историй, но в разных источниках упоминаются разные ветки метро и станции, а как я уже писал в прошлых статьях, такие легенды я включать не буду.

Но не смотря на это Арбатско-Покровская линия, является лидером по числу недостроенных и закрытых станций (так называемых "станций-призраках"). Вот вокруг них "обитает", неимоверное количество различных историй рассказанных диггерами. Но и эти истории в разных источниках носят разное время и место событий и по-моему мнению применимы не только к " станциям-призракам", а к любой заброшенной постройке. Поэтому включать их в свой материал, тоже не увидел смысла.

Самая "тайная" станция Арбатско-Покровской линии, наверное, "Партизанская". Станция отличается от других тем, что вместо двух путей у нее три.

Вот так выглядит станция "Партизанская". Фото взято из открытых источников.
Вот так выглядит станция "Партизанская". Фото взято из открытых источников.

Официально говорится, что станция "Партизанская" планировалась как станция над которой будет выстроен огромный стадион. И именно для увеличения пропускной способности после матчей на третий (дополнительный) путь должны были подаваться поезда, которые бы развозили болельщиков. Но война "испортила" планы по постройке стадиона, а вот дополнительный путь уже был заложен, он и остался существовать по сей день.

Вот так должен был выглядеть главный стадион СССР имени И.В. Сталина. Фото взято из открытых источников.
Вот так должен был выглядеть главный стадион СССР имени И.В. Сталина. Фото взято из открытых источников.

А вот другая версия гласит, что данная ветка ведет в секретный бункер Сталина, в который он приезжал на личном поезде. Подтверждений или опровержений этой версии - нет. Но бункер существует, он рассекречен и туда можно попасть на экскурсию.

Центральный вход в Бункер Сталина в Измайлово. Фото взято из открытых источников.
Центральный вход в Бункер Сталина в Измайлово. Фото взято из открытых источников.

В настоящее время этот дополнительный путь тоже не простаивает без дела, на нем не редко можно увидеть технические составы, которые ждут своего часа, что бы "выйти на работу", а так же проводятся различные выставки вагонов и парады поездов.

Достопримечательности Арбатско-Покровской линии.

В отличии от тайн и загадок, станций, богатыми достопримечательностями, на данной ветке достаточно. Но я выбрал основные и представляю их вам на обозрение.

Станция Площадь революции.

Перон станции "Площадь революции". Фото взято из открытых источников.
Перон станции "Площадь революции". Фото взято из открытых источников.

Одна из самых популярных станций Московского метрополитена.

На платформе находиться 76 скульптур, все они разные и изображают матросов, солдат, рабочих и крестьян.

В начале Великой Отечественной Войны все скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию. Некоторые из них были повреждены в ходе эвакуации. Но благодаря тому, что каждой скульптуры было по четыре экземпляра, их до сих пор можно лицезреть на станции "Площадь революции".

Многие скульптуры (а точнее их части) пассажиры метро трут каждый день, веря, что это принесет им счастье. Но самым популярным местом, которое трогают "на счастье" был и остается нос собаки. Уже не единожды москвичи и гости столицы стирали его чуть ли не полностью, после чего собака (вместе с носом) отправлялась на реставрацию.

Знаменитая собака со станции метро "Площадь революции". Фото взято из открытых источников.
Знаменитая собака со станции метро "Площадь революции". Фото взято из открытых источников.

Многие скульптуры имеют реальных прототипов. Например скульптура "Матрос с наганом" - это Алексей Никитенко, который был курсантом Военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде.

Кстати, именно с этой скульптурой связан еще один факт. Наган у матроса не раз воровали. Причиной краж становилась все та же вера в удачу, которую он приносит. Проблему удалось решить, только после того, как на платформе была установлена камера видеонаблюдения, направленная на матроса.

Скульптура "Матрос с наганом". Фото взято из открытых источников.
Скульптура "Матрос с наганом". Фото взято из открытых источников.

Станция Арбатская.

Перон станции "Арбатская". Фото взято из открытых источников.
Перон станции "Арбатская". Фото взято из открытых источников.

Данная станция, как и многие ее "собратья" является объектом культурного наследия. Так же она является второй по длине платформы, которая составляет 220 м (длиннее только станция "Воробьевы горы", о ней вы можете прочитать в этой статье).

Кроме того, что эта станция очень красива в архитектурном плане (чего только стоит платформа, выложенная красным, серым и черным гранитом), а так же впутана в " историю" связанную с дубляжем станций (о которой я писал выше), эта станция входит в состав самого крупного (центрального) пересадочного узла метрополитена Москвы.

Станция Славянский бульвар.

Перон станции "Славянский бульвар". Фото взято из открытых источников.
Перон станции "Славянский бульвар". Фото взято из открытых источников.

Координально от всех станций метро Москвы отличается станция "Славянский бульвар", которая была построена в 2008 году.

Здесь вы не увидите привычного оформления. Вся станция выполнена в стиле "джунглей" или "леса".

Кованные украшения вьются по всей станции изображая растительность. Фонари освещения выполнены в форме деревьев. А зеленый мрамор дает эффект мха на стенах.

Еще один интересный факт, заключается в том, что после окончания постройки, станция восемь месяцев простояла "призраком" по не известным причинам. После чего была открыта и включена в Арбатско-Покровскую линию.

Станция Мякинино.

Платформа станции "Мякинино". Фото взято из открытых источников.
Платформа станции "Мякинино". Фото взято из открытых источников.

Теперь уважаемый читатель ВНИМАНИЕ!!! Данная станция примечательна тем, что она самая непримечательная станция во всем метрополитене (простите за каламбур).

Да, именно станция "Мякинино" признано самой незаурядной и неудачной станцией. На ней абсолютно нечего смотреть. Она наземная и встроена в многоуровневую парковку на территории "Крокус-Сити".

Но вот странно, что с недавнего времени непопулярность этой станции сделало ее популярной, и уже не мало народа приезжают посмотреть на платформу, которая набрала столько негативных отзывов.

Станция Волоколамская.

Платформа станции "Волоколамская". Фото взято из открытых источников.
Платформа станции "Волоколамская". Фото взято из открытых источников.

Волоколамская - это одна из тех станций, которая привлекает путешественников своей архитектурной красотой.

Это относительно "молодая" станция. Построенная в 2009 году, с использованием современных технологий, Волоколамская предстает перед нами с изысканными арками и колоннами, расстояние между которыми увеличено до 9 м (в отличии от более ранних станций).

На данный момент за станцией Волоколамская закрепился еще один "титул" - это самая безлюдная станция, ее пассажиропоток не превышает 8 тыс. человек в сутки.

А как знают все любители пофотографировать: меньше народу, качественнее фотографии. Так что, добро пожаловать!

Станция Пятницкое шоссе.

Платформа станции "Пятницкое шоссе". Фото взято из открытых источников.
Платформа станции "Пятницкое шоссе". Фото взято из открытых источников.

Любителей архитектуры эта станция вряд ли порадует (построена она в 2012, поэтому исторического в ней ничего нет). Но вот любителей чего-то необычного...

Необычное вы заметите уже выходя с поезда на платформу. Все дело в том, что платформа не прямая, как мы привыкли видеть на любых других станциях любого метро, а имеет изогнутую форму. Она идет по большой дуге, что делает эту станцию уникальной.

Кроме того, станция Пятницкое шоссе имеет собственную страничку в социальной сети "Фейсбук" , на которую можно подписаться и следить за "жизнью" станции.

Заключение.

Арбатско-Покровская линия занимает одно из лидирующих мест, по количеству материала находящегося в открытом доступе. Поэтому, если вас заинтересовала статья, ищите, читайте, исследуйте, а лучше лично посещайте достопримечательности Московского метрополитена.

Не забывайте оставлять комментарии, рассказывайте все то, что посчитаете нужным. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Желаю всем активного отдыха и хороших путешествий.