Достойных фильмов каждый год выходит не так уж и много и вместо того, чтобы смотреть всякую заштампованную чушь, откройте для себя чёрно-белый мир Великого Немого или Золотой век Голливуда. Вас ждут увлекательные сюжеты и отсутствие политкорректности.
Если вам приелись современные фильмы, советую обратить внимание на немое кино. Если вам кажется, что старые, а тем более немые фильмы смотрятся сейчас неестественно, то вы правы. Современные нам фильмы тоже в некотором смысле неестественны, особенно с позиции зрителей 1920-х годов. Просто есть определённые представления о том, как жизнь должна выглядеть в фильме. В разные времена эти представления были разными. Да, в старых фильмах актрисы и актёры слишком усердно вращают глазами, заламывают руки, как оперные певцы, но когда эмоции героев оправданы, а сюжет логичен, к другой манере игры быстро привыкаешь.
В чём минусы?
Что ещё может помешать современному зрителю насладиться фильмами столетней давности?
- Титры
В некоторых фильмах действительно очень много титров. Например, в "Кабинете доктора Калигари" перед зрителем прокручивают целые свитки, чтобы рассказать сюжет. Но в некоторых, например, у Чаплина, титров почти нет. Поначалу чтение титров отвлекает от просмотра, но к этому, как и к своеобразной игре актёров, быстро привыкаешь.
Кстати, обилие титров не нравилось публике и критикам и в эпоху немого кино. Вот что, например, писали в первом номере журнала "Советское кино" за 1926 год:
Не имея достаточного мастерства, чтобы сделать сценарий динамичным, действенным, авторы сценариев пытаются наполнить или заменить действие НАДПИСЯМИ, очень обильными, длинными и бездарными.
- Цвет
Когда ещё не было цветного кино, режиссёры экспериментировали с цветом, вручную раскрашивая кадры. Так что многие ранние фильмы были формально цветные. С появлением в кино цвета чёрно-белые фильмы никуда не делись. Во-первых, потому что цветные камеры долгое время были несовершенны (чтобы макияж Мерилин Монро смотрелся естественно, "В джазе только девушки" снимали на чёрно-белую плёнку). Во-вторых, многие современные режиссёры считают чёрный и белый гораздо выразительнее всех остальных цветов. Например, Андрей Кончаловский, Павел Павликовский, Мишель Хазанавичус, Стивен Спилберг, Альфонсо Куарон, Джоэл Коэн до сих пор снимают чёрно-белые фильмы.
- Музыка
У тапёров раньше были свои ноты для любовной сцены, для измены, расправы над злодеем, смерти и пр. Использовались они для всех фильмов. Звук появился в конце 1920-х, тогда режиссёры начали контролировать звуковую дорожку. Музыку к фильмам стали писать популярные композиторы. Но у старых звуковых фильмов есть особенность - музыка слишком настойчиво описывает происходящее, как в "Том и Джерри" или Looney Tunes. Получается этакий саундтрек для тупых - музыка озвучивает все действия героя. Опять-таки к этому быстро адаптируешься, да и в хороших фильмах этим особенно не злоупотребляют.
А в чём плюсы?
Во-первых, там нет политкорректности. Во-вторых, множество интересных сюжетных ходов, операторских и режиссёрских решений. Вы будете удивлены, как нагло современные режиссёры копируют старые фильмы. Посмотрите "Дом на Трубной" Борис Барнета, "Броненосец "Потёмкин" Сергея Эйзенштейна, "Кабинет доктора Калигари", который уже упоминался выше, "Метрополис" Фрица Ланга и вы увидите там массу кинооткрытий, которыми часто пользуются режиссёры самых кассовых фильмов современности. А изображение и звук фильмов сейчас реставрируют так тщательно и качественно, что даже фильмы 1910-х годов можно комфортно смотреть на телевизорах с разрешением 4K.
Цифровыми спецэффектами в современных фильмах уже никого не удивишь. А вот масштабы декораций в некоторых картинах прошлого до сих пор поражают. Для современного фильма декорации в основном создают аниматоры за компьютером, а раньше все приходилось строить в натуральную величину. Так, например, для "Нетерпимости" (1916) Гриффита был выстроен целый квартал Парижа, храмы древней Галилеи и древний Вавилон. Декорации были такими громадными, что статистов перевозили по ним по железной дороге, а съёмка велась с воздушного шара. Тот случай, когда фильм сто с лишним летней давности до сих пор поражает. Кстати, есть ошибочное представление о том, что фильмы на заре кино были короткими. В 1910-е и 1920-е годы, когда в кино были главными режиссёры, а не актёры и продюсеры, эти самые режиссёры могли делать всё что угодно. Так, "Нетерпимость" идёт 3,5 часа, "Рождении нации" (самый расистский из великих американских фильмов) - 3 часа 7 минут, "Метрополис" (масштабная научная фантастика) - 2 часа 25 минут, "Наполеон" 1927 года идёт пять с половиной часов(!). Мы тут как раз недавно ныли по поводу длинных фильмов, но пять часов - это перебор даже для Скорсезе и Зака Снайдера. Поэтому знакомиться с немым кино лучше с комедий. Там мало титров, зато много гэгов и нарушающих законы физики трюков, которым позавидует даже Том Круз.
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты 🤗