эссе на тему
(Все что ниже не является истиной)
Единого представления об интеллекте почему-то нет. Это тем более забавно, что за интеллектом не нужно ходить далеко, он всегда с собой. Казалось бы нет проблемы дать ясное описание того, чем сам и обладаешь, тем более что большинство сапиенсов очень довольны своим интеллектом и крайне недовольны чужим. Ну стало быть должны же знать чем именно довольны, а чем нет. Но не знают. (Вопрос: чем же они в таком случае довольны?)
Обсудим. Тема интересная.
Какую деятельность считать интеллектуальной, а какую не интеллектуальной?
Дела сапиенса, его суждения, фантазии и даже его безделие - все имеет эволюционную природу.
С помощью действий, человек стремиться добраться к пище, размножиться, достичь доминантности в социуме, все делать по-возможности без риска и еще он очень хочет новенького и охотно действует в этом направлении. Все это он делает в такой последовательности: сначала для себя, потом для родственного социума, потом для абстрактного человечества в целом.
Суждения свои он высказывает для поиска более эффективных путей к перечисленным целям.
Фантазии его нацелены туда же. Например, религиозные фантазии о "вечной" жизни в праздности и в непрерывном процессе размножения.
Безделье его это экономия энергии и следствие того, что цели достигнуты: морковки накоплены, геном размножен, а человечество перестало быть загадкой.
Из стремления к пище выросла промышленность, из стремления к доминантности государство, из безопасности армия, из новизны выросла наука, из экономии энергии - искусства, игры и религии.
Человек выглядит биологической программой, которая выполняет готовую задачу с разной степенью успеха. Успех же этот в частности (но не полностью) определяется тем, что сам человек назвал словом "интеллект".
Тезис: в первом приближении интеллект это способность эффективно достигать эволюционно обусловленных целей существования.
Процесс движения к цели сам по себе может сколь угодно загружать мозг, но все определяет результат. Если процесс не заканчивается достижением целей, то он был пустым препровождением времени. Не будем считать пустое препровождение времени, пусть даже и напрягающее мозг, интеллектуальным занятием. Например такие занятия как шахматы или философия.
Совершенно очевидно, что цели существования человека ничем не отличаются от целей существования любых иных млекопитающих с неокортексом. И совершенно очевидно, что у человека для этого много больше способностей чем например у кошки или мышки.
Животным большинство людей отказывает в интеллекте. Между тем животные умеют делать многое из того что делает сапиенс. Они обладают зачатками сознания и самосознания, умеют обучаться новому и обучать других, умеют осознанно использовать предметы как орудия труда, строить, думать, умеют обмениваться информацией друг с другом, играть.
Животные движимы эмоциями к тем же самым целям, что и сапиенс, только масштаб целей у них поменьше. У муравьёв (и не только) есть сельхозпромышленность, вместо государства и президента у животных есть вожак, стая и контроль за территорией, вместо оружия - клыки и когти, вместо науки - обучаемость новым закономерностям. И есть общее для всех занятие - игра как средство экономии энергии.
Эти занятия невозможны без наличия интеллекта как такового.
Вот одно из многочисленных видео о интеллекте животных.
Кто-то все равно скажет, что большинство животных действуют неосознанно, а следовательно они не обладают интеллектом.
Но давайте и мы посмотрим на себя внимательно. Сапиенс не знает цели своего существования и покорно действует в соответствии со своей эволюционной природой и в направлении ею же указанному. Следовательно, осознанность сапиенса находится на том же уровне, что и у других живых существ. То, что мы осознаем свою осознанность и даже можем назвать её словом не меняет ничего - мы остаёмся покорны неведомой цели.
А теперь заметим, на мой взгляд, главное: возникновение эмоций неподконтрольно разуму. Разум их может оценить только постфактум.
Неподконтрольные эмоции инициируют и сопровождают все фазы деятельности человека. Они заставляют начать действовать, заставляют продолжить действие через неудовлетворенность/интерес и наконец в какой то момент заставляют прекратить действие, поскольку возникает удовлетворение сделанным либо вдруг пропадает желание.
Эмоции возникают интеллект не спрашивая. Почему секунду назад эмоции не было, а сейчас она возникла? Это - полная загадка для интеллекта сапиенса. Следовательно, мозг инициирует работу интеллекта независимо от самого интеллекта. Следовательно, сама способность к умственной деятельности выступает всего лишь наиболее совершенным инструментом, результат действия которого оценивается не интеллектом, а теми же эмоциями, то есть неосознанно.
Иначе говоря, заказчиком интеллектуальной работы выступает лимбическая часть мозга, она же и принимает работу.
Вначале было не слово. Вначале было желание.
Идём дальше. Если нечто ставит задачи интеллекту и потом оценивает результат работы интеллекта, то это нечто также является интеллектом или как минимум не уступает ему. Следовательно, лимбическая часть мозга как минимум не менее интеллектуальна чем интеллект неокортекса. А поскольку она умеет однозначно оценить результат работы интеллекта, то у нее очевидно есть точные критерии такой оценки.
Круг замыкается, мы возвращаемся в своих суждениях к тому с чего начали, к шести целям существования: пища, размножение, доминантность, безопасность, экономия энергии и новизна. Именно степень приближения к этим целям безошибочно оценивает мозг и затем сообщает результат своей оценки с помощью эмоций.
Ergo: формальная логика со своими четырьмя способностями (анализ, синтез, сравнение и экстраполяция) выступает вспомогательным инструментом интеллекта мозга.
Сравнивая логику и интуицию (внелогическое суждение) человек всегда отдаёт первенство интуиции. Наибольшее уважение вызывают люди, которые мгновенно принимают точные решения.
В области суждений об интеллекте нет бесспорных авторитетов и быть не может. Каждый в состоянии судить о своём интеллекте. Тем не менее любопытны суждения выдающихся людей о своём собственном интеллекте и о некоторых неформальных принципах принятия решений, на первый взгляд не имеющих ничего общего с интеллектом.
Выдающийся математик 19 века Гилберт о красоте как эмоции:
"В основе изучения устройства физики мира должна быть красивая математическая теория. Сначала надо создать такую красивую теорию. А потом несомненно обнаружится, что она в своих приложениях будет описывать реальные физические явления".
В том же духе высказывался и Анри Пуанкаре, которому принадлежит авторство и Теории Относительности и множества иных фундаментальных работ в разных областях наук. Его лекция на тему "как я делаю открытия", прочитанная научному сообществу (в интернете она есть), говорит о методе Пуанкаре.
Вот кратко суть его метода поиска решения:
он знакомился со всеми фактами по интересующей его теме, инициировал сильное желание решить проблему, а далее просто ждал, когда мозг выдаст решение.
При этом можно было заниматься чем угодно посторонним. Нужно было просто дождаться когда мозг решит.
А вот прямое высказывание Пуанкаре:
«„Я-подсознательное“ нисколько не является низшим по отношению к „я-сознательному“», — заключает Пуанкаре, — «оно не является чисто автоматическим, оно способно здраво судить, оно имеет чувство меры и чувствительность, оно умеет выбирать и догадываться. Да что говорить, оно умеет догадываться лучше, чем мое сознание, так как преуспевает там, где сознание этого не может».
Для меня такой крайне необычный метод прямого обращения к мозгу не стал открытием. Я и сам точно таким же образом неоднократно достигал успешных решений, на своём уровне естественно.
Мозг в таких случаях прямого обращения к нему выступает как "чёрный ящик". Вы вкладываете в него исходные данные, запускаете поиск решения искренней эмоцией (очень важно искренне желать решения, иначе мозг сочтёт задачу жизненно не важной и не возьмётся за работу) и далее мозг, что-то делает с ними, а потом вдруг возникает сильная эмоция и сразу за ней готовое решение, которое уже можно выразить словами.
Эмоция всегда сопровождает, а иногда и предшествует формальному решению!
Интуиция - несомненно интеллектуальна. Более того, она - вершина интеллекта. Она умеет принимать решение не привлекая для этого формальную логику.
В этой паре, образующей интеллект, эмоциональная часть мозга является руководителем, а логическая часть мозга послушным исполнителем. И никогда не наоборот.
Вывод
Для совершенствования интеллекта следует развивать лимбическую часть мозга, память и неокортекс одновременно. Не пренебрегая ни одной из этих составляющих в пользу остальных.
До встречи