Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

«Людовик XIV и искусство при дворе французских королей»

Жан Гарнье, Аллегория Людовика XIV, покровителя искусств и наук
Жан Гарнье, Аллегория Людовика XIV, покровителя искусств и наук

Людовик XIV, Король-Солнце, - следующий по популярности правитель Франции после Наполеона. За свое 72-летнее правление, самое долгое в истории Франции, он вел войны со всеми соседними странами, строил флот, реформировал систему правосудие, но в историю вошел, прежде всего, как создатель Версаля и как король, который танцует. Без Людовика другим был бы современный театр: при нем была открыта самая знаменитая французская сцена – Комеди Франсез; пустынными казались бы залы Лувра: король приобретал картины сотнями, выкупая целые коллекции; мы бы не знали мебели «в стиле Людовика XIV». А архитектура Версаля определила не только облик дворцов XVIII-XIX веков от Петергофа до Лиссабона, но также повлияла на планировку таких городов как Вашингтон.

Шарль Лебрен, Людовик XIV король Франции, ок 1662 года, Версаль.
Шарль Лебрен, Людовик XIV король Франции, ок 1662 года, Версаль.

Людовик XIV, получивший при рождении имя Людовик Богоданный, стал королем в возрасте 5 лет. До 23 лет за юного короля правила его мать Анна Австрийская и кардинал Мазарини, от которого Людовик перенял политическую прозорливость, страсть к искусству и коллекционированию. Но король пошел гораздо дальше своего наставника – он хотел стать главным, единственным меценатом во всех областях искусства. За первые 10 лет своего правления он перенес в Лувр Французскую Академию и стал ее покровителем, основал Академию живописи и ваяния, Французскую Академию в Риме и Королевскую академию архитектуры. Король старался приблизить к себе художников, композиторов, писателей. Но главной его страстью был балет. Людовик унаследовал ее от своего отца Людовика XIII, поставившего при дворе Мерлезонский балет в 16 актах.

Филипп де Шампень, Портрет Людовика XIII, 1655, Музей Прадо, Мадрид
Филипп де Шампень, Портрет Людовика XIII, 1655, Музей Прадо, Мадрид

Художники

Никола Ларжильер, Портрет Шарля Лебрена, 1683-86, Лувр, Париж.
Никола Ларжильер, Портрет Шарля Лебрена, 1683-86, Лувр, Париж.

Шарль Лебрен

Первый художник Короля-Солнце, Шарль Лебрен, вполне мог бы сказать: «Живопись – это я», так как руководил всем, что касалось изобразительного искусства во Франции в середине 17 века: Королевской Академией живописи и скульптуры в Париже и Французской Академией в Риме.

Луи Лево

Пьер Рабон, Портрет Луи Лево, 1660, Версаль
Пьер Рабон, Портрет Луи Лево, 1660, Версаль

Луи Лево – архитектор, который положил начало строительству Версаля в 1661 году. Его карьера началась со службы у суперинтенданта финансов Николя Фуке. Лево построил для него дворец Во-ле-Виконт, предтечу Версаля. После торжественного «новоселья» в Во-ле-Виконте, Людовик приказал арестовать Фуке за растраты, а Луи Лево пригласил к себе на службу.

Андре Ленотр

Карло Маратта, Андре Ленотр с орденом Святого Михаила, 1679-1681, Версаль
Карло Маратта, Андре Ленотр с орденом Святого Михаила, 1679-1681, Версаль

Андре Ленотр – отец ландшафтного дизайна. Он создал все знаковые садово-парковые ансамбли эпохи Людовика XIVво Франции от Шантийи до Версаля. Ленотр сделал систему регулярного парка такой популярной, что его пригласили в Англию работать над созданием Сент-Джеймского парка в Лондоне. План Версальского парка повлияет на многих архитекторов, в том числе на Пьера Шарля Ланфана, проектировавшего застройку Вашингтона.

Жюль Ардуэн-Мансар

Гиацинт Риго, Портрет Жюля Ардуэна-Мансара, 1685, Лувр
Гиацинт Риго, Портрет Жюля Ардуэна-Мансара, 1685, Лувр

Жюль Ардуэн-Мансар – был любимым архитектором Людовика XIV. Он обучался у своего двоюродного деда Франсуа Мансара, который ввел в моду чердачные этажи под высокой кровлей, названные по его имени «мансардами». На этом портрете Жюль Ардуэн представлен в зените славы – член Академии, сюринтендант королевских строений, главный архитектор Версаля.

Жан-Баттист Люлли

-8

Создателем французской оперы был флорентиец Джованни Баттиста Лу́лли. Он приехал вор Францию в возрасте 14 лет как паж Мадемуазель де Монпансье и его имя переиначили на французский манер - Жан-Баттист Люлли. Он сочинял оперы, возглавлял оркестр «Малые скрипки короля» и писал музыку к комедиям-балетам Мольера.

Мольер

Никола Миньяр, Портрет Мольера, 1658, Музей Конде, Шантийи
Никола Миньяр, Портрет Мольера, 1658, Музей Конде, Шантийи

Жан-Батист Поклен – настоящее имя великого комедиографа эпохи Людовика XIV, которого мы знаем под сценическим псевдонимом Мольер. Он начал театральную карьеру в 21 год, возглавив труппу из 10 актеров «Блистательный театр». После скитаний по городам Франции, труппа показала спектакль-фарс в Лувре перед королем. Успех был так велик, что Людовик XIV отдал актерам помещение придворного театра. Пока в Париже ставили фарсы и сатиры, Мольер сочинял вместе с Люлли комедии-балеты для увеселения придворных в Версале.

Коллекция

Гиацинт Риго, Портрет Людовика XIV, 1701, Лувр.
Гиацинт Риго, Портрет Людовика XIV, 1701, Лувр.

Самый знаменитый портрет Короля-Солнце был написан Гиацинтом Риго и предназначался в дар королю Испании Филиппу V, но картина имела такой успех при королевском дворе, что так никогда и не была отправлена в Испанию. Королю на момент написания портрета было 63 года. Это изображение стало «иконой» абсолютной власти.

Визит Людовика XIV на Мануфактуру Гобеленов 15 октября 1667 года, по картонам Шарля Лебрена, Версаль.
Визит Людовика XIV на Мануфактуру Гобеленов 15 октября 1667 года, по картонам Шарля Лебрена, Версаль.

При Людовике XIV ткачество стало одним из основных способов пропаганды королевской власти. По приказу Людовика парижская мануфактура Гобеленов была преобразована в Королевскую мануфактуру мебели и отдана под руководство Шарлю Лебрену. Он создал эскиз и для этого гобелена колоссальных размеров 6x4 метра. Ткацкие работы заняли 6 лет.

Версаль – главное детище Людовика XIV. Скромный охотничий павильон на этом болотистом месте был построен по распоряжению его отца короля, Людовика XIII. При Короле-Солнце павильон превратился в роскошный дворец, вмещавший 10 тысяч придворных. C 1682 года и до Французской революции в 1789 году Версаль был постоянным местом пребывания французского двора и самого короля, то есть столицей Франции.

Ваза

Ваза из горного хрусталя, XIV– XVI века, Милан и Франция, Лувр.
Ваза из горного хрусталя, XIV– XVI века, Милан и Франция, Лувр.

Эта ваза – одно из древнейших ювелирных изделий из горного хрусталя с гравировкой, сохранившееся до наших дней. Тело вазы было вырезано в 15 веке, в 16 веке в Милане на него были нанесены гравированные сцены: Юдифь и Олоферн и Сусанна и старцы. Этот шедевр достался Людовику XIV из коллекции кардинала Ришелье в 1681 году.

Леонардо да Винчи, Иоанн Креститель, 1517, Лувр.
Леонардо да Винчи, Иоанн Креститель, 1517, Лувр.

Вместе со знаменитой Джокондой в Лувре хранится еще один шедевр кисти Леонардо да Винчи – Иоанн Креститель. Да Винчи впервые показал эту картину в замке Сен-Клу на Луаре, где он провел свои последние дни. Затем она была подарена королю Англии Карлу Iв обмен на полотна Гольбейна и Тициана. После того как король был обезглавлен, его коллекцию распродали, и Иоанн Креститель снова вернулся во Францию.

Узнайте больше об искусстве при дворе французских королей на лекции 13 октября в 19:00. Занятие можно посетить как онлайн, так и офлайн.

Музеи
137 тыс интересуются