Какая нежная маркиза де Понтехос работы Франсиско Гойи, еще и с мопсиком!
Кроме прелести молодой маркизы эта картина отражает ещё очень многое. Одета девушка в наряд пастушки по образу Марии-Антуанетты. Популярный в предреволюционной Франции и за ее пределами пасторальный образ был в моде благодаря королеве, и испанский двор исключением не был. Сентиментальное обожание природы распространилось среди европейской аристократии с подачи Руссо - портреты на фоне идиллических диких ландшафтов в украшенном розами платье и соломенной шляпе отличное тому свидетельство. В руке маркизы - гвоздика, цветок чистой любви, ассоциируемый с невестами - указывает на то, что этот портрет был написан по случаю вступления в брак. В описании полотна часто упоминают о связи жемчужно-серого оттенка с живописью Веласкеса, которого Гойя много копировал.
Но куда больше внимания привлекает удивительный декор из цветов и лент на простом, напоминающем сорочку платье (хотя и с пышным кружевом и воздушными драпировками) и соломенная шляпа на незамысловато уложенных волосах. Особенно если представить ту моду, с которой обычно ассоциируется имя Марии-Антуанетты.
Но не стоит забывать, что именно это французской королеве европейская культура обязана ростом популярности пасторального стиля.
Когда в середине 1770-х король подарил своей супруге Малый Трианон, небольшой дворец недалеко от Версаля, она решила сделать из него свое прекрасное убежище, на которое не жалела средств. А десять лет спустя по королевскому заказу там возводится "Деревушка королевы" (Le hameau de la Reine) - прелестейшая ферма в духе сентиментализма. Архитектурные мотивы напоминали родную Австрию, Нормандию и Фландрию, и такой антураж требовал подходящего одеяния, более простого и изящного, как и сама хозяйка.
На портрете с розой уже заметны мотивы беспечной радости на лоне природы - более приглушенные цвета, легкие однослойные кружева, жемчуг и цветы вместо тяжелых украшений. А на вторящем ему (и скандальном из-за непозволительной интимности!) изображении королева и вовсе предстает в соломенной шляпе и будто бы ночной рубашке.
Конечно, облик французской монархини незамедлительно стал последним словом в общеевропейской моде, как и работы запечатлевшей его художницы Элизабет Виже-Лебрен (эта персоналия определенно заслуживает отдельной статьи и не одной). Популярность сентиментально-пасторальных портретов обеспечила мадам Лебрен впечатляющим количеством заказов. И не она одна стала певицей рокайльных пастушек и танцовщиц, хотя вклад художницы в развитие этого жанра сложно переоценить. Давайте полюбуемся:
Конечно, французские моды не могли не добраться до Испании, где причудливая национальная традиция щеголих-маха превратила сентиментализм в нечто очень изысканное и необычное. Иными словами, редкое произведение существует в полном отрыве от всей художественной традиции и культуры эпохи, даже если это великий Гойя.
Признаюсь, особую прелесть этой картины для меня составляет именно прелестный мопс с бантом и бубенчиками - это не последнее произведение с этой породой, о котором я расскажу.
***
Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
#сентиментализм #пастораль #мария-антуанетта #элизабет виже-лебрен #франсиско гойя #история костюма