Найти в Дзене

Пастушка с мопсиком, или портрет маркизы де Понтехос в стиле Марии-Антуанетты

Франсиско Гойя. Потрет маркизы де Понтехос, ок. 1786. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Франсиско Гойя. Потрет маркизы де Понтехос, ок. 1786. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Какая нежная маркиза де Понтехос работы Франсиско Гойи, еще и с мопсиком!

Кроме прелести молодой маркизы эта картина отражает ещё очень многое. Одета девушка в наряд пастушки по образу Марии-Антуанетты. Популярный в предреволюционной Франции и за ее пределами пасторальный образ был в моде благодаря королеве, и испанский двор исключением не был. Сентиментальное обожание природы распространилось среди европейской аристократии с подачи Руссо - портреты на фоне идиллических диких ландшафтов в украшенном розами платье и соломенной шляпе отличное тому свидетельство. В руке маркизы - гвоздика, цветок чистой любви, ассоциируемый с невестами - указывает на то, что этот портрет был написан по случаю вступления в брак. В описании полотна часто упоминают о связи жемчужно-серого оттенка с живописью Веласкеса, которого Гойя много копировал.

Но куда больше внимания привлекает удивительный декор из цветов и лент на простом, напоминающем сорочку платье (хотя и с пышным кружевом и воздушными драпировками) и соломенная шляпа на незамысловато уложенных волосах. Особенно если представить ту моду, с которой обычно ассоциируется имя Марии-Антуанетты.

Элизабет Виже-Лебрен. Мария-Антуанетта, Королева Франции, 1778. Художественно-исторический музей, Вена.
Элизабет Виже-Лебрен. Мария-Антуанетта, Королева Франции, 1778. Художественно-исторический музей, Вена.

Но не стоит забывать, что именно это французской королеве европейская культура обязана ростом популярности пасторального стиля.

Когда в середине 1770-х король подарил своей супруге Малый Трианон, небольшой дворец недалеко от Версаля, она решила сделать из него свое прекрасное убежище, на которое не жалела средств. А десять лет спустя по королевскому заказу там возводится "Деревушка королевы" (Le hameau de la Reine) - прелестейшая ферма в духе сентиментализма. Архитектурные мотивы напоминали родную Австрию, Нормандию и Фландрию, и такой антураж требовал подходящего одеяния, более простого и изящного, как и сама хозяйка.

На портрете с розой уже заметны мотивы беспечной радости на лоне природы - более приглушенные цвета, легкие однослойные кружева, жемчуг и цветы вместо тяжелых украшений. А на вторящем ему (и скандальном из-за непозволительной интимности!) изображении королева и вовсе предстает в соломенной шляпе и будто бы ночной рубашке.

Конечно, облик французской монархини незамедлительно стал последним словом в общеевропейской моде, как и работы запечатлевшей его художницы Элизабет Виже-Лебрен (эта персоналия определенно заслуживает отдельной статьи и не одной). Популярность сентиментально-пасторальных портретов обеспечила мадам Лебрен впечатляющим количеством заказов. И не она одна стала певицей рокайльных пастушек и танцовщиц, хотя вклад художницы в развитие этого жанра сложно переоценить. Давайте полюбуемся:

Конечно, французские моды не могли не добраться до Испании, где причудливая национальная традиция щеголих-маха превратила сентиментализм в нечто очень изысканное и необычное. Иными словами, редкое произведение существует в полном отрыве от всей художественной традиции и культуры эпохи, даже если это великий Гойя.

Признаюсь, особую прелесть этой картины для меня составляет именно прелестный мопс с бантом и бубенчиками - это не последнее произведение с этой породой, о котором я расскажу.

***

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

#сентиментализм #пастораль #мария-антуанетта #элизабет виже-лебрен #франсиско гойя #история костюма

Макияж
950 интересуются