Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Третий бронепалубный крейсер 1 ранга зарубежной постройки Росийского Императорского флота - "Богатырь".

#русско японская война #российский императорский флот #кораблестроение

Бронепалубный крейсер первого ранга "Богатырь", находится несколько в тени двух своих старших собратьев - "Варяга" и "Аскольда". Вся эта троица российских бронепалубных крейсеров зарубежной постройки происходит из общего технического задания на дальний разведчик водоизмещением до 6000 тонн, с главным калибром из двенадцати 150 миллиметровых орудий, скорость в 23 узла, которое Морской технический комитет (МТК), выдал зарубежным кораблестроительным фирмам. По этому заданию иностранцы должны были подготовить проекты, из которых предполагалось выбрать лучший, с последующей постройкой образца, а по нему серии бронепалубных крейсеров на отечественных предприятиях. Проект по которому строили "Богатыря", был от немецкой фирмы "Вулкан", на конкурс он опоздал, однако его все же рассмотрели и нашли весьма привлекательным, решив заказать у "Вулкана" постройку третьего бронепалубного крейсера, контракт подписали 4 августа 1898 года.

Проект "Богатыря" имел поразительное сходство с строящимся "Вулканом" для Японии броненосным крейсером "Якумо", есть мнение, не лишенное оснований, что "Богатырь" просто масштабная копия "Якумо", лишенная броневого пояса в виду меньшего, на 4000 тонн, водоизмещения.

Схема бронепалубного крейсера 1 ранга "Богатырь", картинка из свободных
Схема бронепалубного крейсера 1 ранга "Богатырь", картинка из свободных
Схема японского броненосного крейсера "Якумо", картинка из свободных
Схема японского броненосного крейсера "Якумо", картинка из свободных

Так или иначе, "Богатырь" был признан МТК, как более удачный проект, по сравнению с "Варягом" и "Аскольдом", именно он стал образцом для позже построенной серии из четырех бронепалубных крейсеров первого ранга.

Как и с двумя первыми крейсерами, с "Богатырем" была масса трудностей при постройке, ровно также как и "Аскольд" его заложили до полноценного изучения и утверждения проектной документации, с предоставлением которой, у фирмы "Вулкан" постоянно возникали заминки. Впрочем и скорость работы МТК, просто заваленного входящей документацией, была не высока, из-за чего получались постоянные накладки. Одной из таких накладок, которая привела к серьезным задержкам по срокам сдачи крейсера, стал вопрос с орудийными башнями в носовой и кормовой оконечности. В МТК считали, что изготовитель поставит башни целиком, а в "Вулкане считали, что за ними только изготовление корпусов самих башен, центральных труб, а вот поворотные столы и механизмы подачи снарядов предоставит заказчик. По итогу к маю 1899 года встал вопрос о конкурсе на башни для крейсера среди российских разработчиков. Дальнейшая волокита с башнями затянулась до января 1902 года. В итоге готов к испытаниям "Богатырь" был к началу июня 1902 года. Проведенные всесторонние испытания были весьма успешны, корабль уверенно держал контрактную скорость в 23 узла, испытания артиллерийских систем также не выявили серьезных недостатков, в целом заказчик кораблем был доволен. Что в итоге получилось, получился корабль водоизмещением в 6611 тонн, полное водоизмещение 7428 тонн. Длина наибольшая 132 метра, ширина наибольшая 16,61 метр. Главный калибр состоял из двенадцати 152 миллиметровых орудий четыре из которых в двух двухорудийных башнях, еще четыре в казематах, четыре в щитовых установках по бортам. Казематы и башни бронированы, щиты тоже. В движение крейсер приводили две паровые вертикальные машины тройного расширения, работавшие на два ходовых винта, от третей машины и специальной машины экономического хода, как и от третьего ходового винта отказались. На 12 узлах экономического хода "Богатырь" мог пройти 2760 миль. Максимальная скорость

Крейсер "Богатырь", картинка из свободных
Крейсер "Богатырь", картинка из свободных

равнялась 23,55 узла. Непотопляемость обеспечивали 16 переборок, делившие корпус на 17 отсеков.

Против своих старших собратьев - "Варяга" и "Аскольда", "Богатырь имел неоспоримое преимущество в защите своей артиллерии, если у "Аскольда" носовое и кормовое орудие были прикрыты щитами, а у "Варяга" пара носовых и кормовых орудий главного калибра вообще не имели защиты, то на "Богатыре" стояли бронированные башни. Превосходил он собратьев и по защищенности казематных орудий, так что совсем не удивительно, что именно он был выбран как образец для постройки серии бронепалубных крейсеров. Правда из все серии на Русско-Японскую войну успели только он и его собрат "Олег".

Начало Русско-Японской войны "Богатырь" встретил в составе Владивостокского отряда крейсеров, в качестве флагманского корабля. Вот только побывать в сражениях ему в той войне не довелось. Во время одного из выходов 15 мая 1904 года, в условиях сильного тумана, "Богатырь" основательно посадили на камни в Амурском заливе. Авария была настолько серьезна, что крейсер с трудом удалось стащить с камней, для этого его частично пришлось разобрать и всю войну он простоял в ремонте во Владивостоке. Подробности снятия "Богатыря" с камней можно почитать вот здесь, правда это сугубо личный взгляд на происходившее командира крейсера, капитана первого ранга Александра Федоровича Стеммана.

По окончании войны Российской империи было уже не до амбиций на Дальнем Востоке, отремонтированный "Богатырь" переходит на Балтику и в период до начала первой мировой, он принимал участие в учебных походах в Средиземном и Черном море.

На начало первой мировой "Богатырь" числился во второй бригаде крейсеров Балтийского флота. В эту войну ему выпала весьма активная роль, он участвовал во многих значимых сражениях. В самом начале войны 26 августа 1914 года, он совместно с крейсером "Паллада" участвовал в обстреле и захвате севшего на мель германского легкого крейсера "Магдебург", итогом этого боя стал захват кодовой книги, что имело весьма большое значение. А 19 июня 1915 года он участвовал в бое крейсеров и совместно со своим собратом "Олегом" знатно изуродовал германский минный заградитель "Альбатрос", вынудив последний выброситься на берег.

Первая мировая для России закончилась поражением и революцией, после завершения гражданской войны бронепалубный крейсер "Богатырь" был не в лучшей форме, годы брали свое. Тратиться на капитальный ремонт устаревшего крейсера не стали и в 1922 году он обрел вечный покой будучи отправлен на разборку на металл.

Сама идея 6000 тонных крейсеров разведчиков весьма спорна, по сию пору не утихают споры о том, нужны ли они были, или вместо них можно было построить большее число малых разведчиков, 3000 тонн, или заказать броненосные крейсера. Однозначного ответа нет. Как у сторонников, так и противников больших разведчиков достаточно аргументов и спорить о надобности этих кораблей в то время, когда их строили, видимо будут еще долго.