Американский бунт
4.Главный коммунист Америки
США всегда были полным антиподом Советского Союза. Если у нас коллективизм - у них индивидуализм, у нас мораль и нравственность - у них сексуальная распущенность и все дозволенность, у нас строгая экономия - у них вопиющая роскошь и изобилие. И только одно как-то примиряло с их отвратительной непохожестью на нас: в США тоже была компартия, которую, сколько мы помним, всегда возглавлял товарищ Гэс Холл...
Гэс Холл, статный, уверенный в себе человек с твердым взглядом и открытой улыбкой, был нам близок во всех аспектах. Ведь родители будущего главного коммуниста Америки приехали в Новый Свет из Финляндии, которая тогда была частью Российской империи.
С волчьим билетом
Невзирая на противодействие властей (а может быть, и благодаря этому), коммунистические идеи на тот момент были очень популярны. И если в 1930-х годах численность компартии США достигала 30 тысяч, то к концу того же десятилетия было уже около 100 тысяч членов. И роль Гэса Холла в этой популяризации трудно преувеличить.
В эти годы в США еще бушевали отголоски Великой депрессии, на коммунистов смотрели как на носителей тайного знания, в котором имелись рецепты счастливой жизни. Так что Гэс Холл был на коне.
В 1937 году коммунисты организовали в Янгстауне массовую стачку, направленную против объединения металлургических предприятий (так называемой Маленькой стали). Однако руководство было готово к стачке и с легкостью ее разгромило, попутно расстреляв 10 человек и арестовав около 90. Гэса арестовали, обвинили в доставке материалов для создания бомбы и приговорили к штрафу в 500 долларов.
Впрочем, еще до этих событий он был взят на заметку ФБР, которое впоследствии уже не выпускало его из виду. Так, в 1935 году бюро рас-строило свадьбу молодого коммуниста с дочерью богатого издателя. Но Холла это не сломало, и назло ФБР он женился на Элизабет Тернер, первой женщине-металлурге и секретаре Организационного комитета металлургов.
Невзирая на то, что забастовка в Янгстауне была признана неудачной, Гэса Холла она сделала известной на всю страну. Его стали продвигать по партийной линии, и к 1940 году Гэс стал главой коммунистов города Кливленда. Он принимал участие вначале в выборах мэра Кливленда, а потом и губернатора штата Огайо. И сильно прокололся: его уличили в фальсификации голосов выборщиков и посадили в тюрьму, где Гэс отбыл 90 дней.
Это было жестоким, но необходимым уроком — после этого инцидента Холл четырежды выставлял свою кандидатуру на пост президента США. И проблем не возникало. Хотя и результаты были смехотворными — вместе с помощниками (а в помощниках у него ходили довольно одиозные личности, например одно время это была правозащитница Анджела Дэвис) он никогда не получал даже 1% голосов!