Всем привет!
В СССР всегда стремились создавать такие машины, которые смогли бы перевозить больше груза. Все же в 30х гг. тяжелых грузовиков в СССР было мало. Больше всего среди первых советских машин подобного класса известен грузовик ЯГ-10, который и стоит сегодня на повестке дня.
История нашего героя началась еще в конце 20х гг. Основным заказчиком техники в то время были вооруженные силы, которые ощутили необходимость в тяжелом грузовике. И вот в 1929 г. Ярославский автозавод совместно с Научным автомобильным и моторным институтом (в то время НАТИ) представил новый грузовик, получивший обозначение Я-НАТИ-10.
Серийное же производство началось в 1931 г. Новая машина грузоподъемностью 8 т, уже называвшаяся ЯГ-10, в первую очередь отличалась тремя осями и усиленной рамой, способной выдерживать повышенную нагрузку. С другой стороны, создатели стремились унифицировать грузовик с более легкой машиной – Я-5: от нее наш герой впитал в себя передок и двигатель объемом 7 л и мощностью 94 л.с.
Интересно, что ярославские машиностроители уже по ходу производства устраняли недостатки, выявленные во время испытаний, проходящих и на дорогах между городами, и на военных полигонах. Доработанный грузовик чаще всего использовался для военных нужд, и предназначений у него было немало. Кроме обычных открытых кузовов, на ЯГ-10 устанавливались зенитные орудия:
И фургоны:
ЯГ-10 хорошо вел себя на бездорожье и мог буксировать и тяжелую пушку, и даже 10-тонный танк Т-26. Но эти же машины сумели поучаствовать и в парадах на Красной площади:
ЯГ-10 выпускался до 1940 г. Всего было выпущено только 333 экземпляра, поскольку двигатель у этого грузовика был импортный, и поставлялся он в СССР в очень малых количествах. Некоторые машины комплектовались «слиянием» двух моторов от московского ЗиС-5, но такое решение не прижилось на ярославской машине.
Тем не менее, во время Великой Отечественной войны подавляющее большинство выпущенных ЯГ-10 оставалось на вооружении советских войск. Все же в условиях постоянных боевых действий грузовики стали быстро изнашиваться, и уже к концу войны их всех списали.
Ни один экземпляр не дожил до наших дней, и сегодня ЯГ-10 напоминает о себе лишь через старые фотографии и коллекционные модельки:
ЯГ-10 – малоизвестный соратник советских грузовиков 30х гг. – «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗиС-5. Все же он вошел в историю отечественного автопрома как первый серийный тяжелый грузовик, верно служивший советским войскам и внесший хоть и малый, но все же вклад в победу в Великой Отечественной войне.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!