Найти в Дзене
Александр Дедушка

Чтобы увидеть Христа, надо и сейчас залезть на «дерево» (случай с мытарем Закхеем)

Оглавление
Иисус Христос и Закхей
Иисус Христос и Закхей

В Евангелии есть один любопытный эпизод, повествующий о встрече Христа с неким мытарем Закхеем.

Давайте к нему присмотримся:

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;

И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью» Лк. 19. 1-6.

Эпизод понятен и дорог своими бытовыми подробностями.

Перед глазами легко представляется картина, как невысокий человек спешит влезть на дерево, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса Христа.

Эта картина может даже вызвать улыбку, но на самом деле в ней есть и определенный драматический элемент.

В самом деле – разве соответствовало подобное деяния статусу Закхея как «начальнику мытарей и человеку богатому»?

Разумеется, он рисковал своим «уважаемым» статусом, и его поступок как минимум мог вызвать пересуды и смешки.

Ведь в толпе находились в том числе и неверующие фарисеи и книжники, которые бы не упустили возможности осыпать Закхея презрительными смешками.

Но его все это не интересует. Он хочет увидеть Иисуса Христа и плевать на мнение тех, кто может его осудить за экстравагантный для его положения поступок. Как мальчишка он лезет на дерево и упорно добивается своего.

Что ж, давайте дальше рассуждать аллегорически и переноситься в наше время.

Мы все подобно Закхею очень малы ростом, чтобы увидеть Иисуса Христа.

Как свинья никогда не видит небо, ибо постоянно погружена своим пятачком в отбросы этого мира, - так и мы копошимся в своих делах и заботах.

Свинья теоретически может наверно задрать голову и увидеть небо, но нам этого недостаточно.

Даже задрав голову вверх, на небо, мы ничего там не увидим. Точнее мы увидим облака, солнце, ночью – звезды и луну, но Христа мы не увидим.

Увы – мы слишком «малы ростом». Настолько малы, что толпы наших современников и толпы предшественников заслоняют нам Иисуса Христа.

Мы впитали в себя их нравы и привычки, мы переняли у них этот земной взгляд, который никогда не видит неба, а если и видит, то ничего в нем сверхъестественного не замечает.

Короче, нам нужно «дерево». Иначе мы никогда не увидим Христа.

Впрочем, еще до дерева нам нужно жгучее желание увидеть Христа. Без этого желания никакого «дерева» рядом не окажется.

Да – все начинается именно с этого желания. Дерево – вторично.

Если бы Закхей не имел этого желания, никакое дерево ему не помогло. Он просто не стал бы им пользоваться.

Поэтому надо спросить себя – есть ли у меня желание увидеть живого настоящего Христа? Не на картинах, иконах и распятиях, а в своей собственной душе?

И зачем? Если ты доволен окружающей жизнью и самим собой – то явно незачем.

Сама душа тебе подскажет – нечего туда пускать Иисуса Христа, ибо Он точно нарушит привычную картину мира, ибо Он точно лишит тебя чувства самодовольства и довольства окружающим миром…

Но если ты, как Закхей, этого не боишься, если ты окружающий мир тебе уже успел опротиветь, если ты, тем более, успел опротиветь самому себе – тогда и правда стоит поискать «дерево».

Для подобных, недовольных собой и миром, людей, как правило, оно уже стоит рядом с ними.

У Закхея это была смоковница, каждому – подберется собственная «порода».

Собственно, это внешне и не будет дерево, но выполнит его функцию – поднимет тебя над самим собой и расширит твой кругозор до такой степени, что ты сможешь увидеть живого Христа.

Для кого-то – это будут люди. Только настоящие – «живые», потому что верующие, оставшиеся немногими живыми, среди толп смердящих духом живых мертвецов.

Кому-то будет достаточно побеседовать с таким человеком, услышать его опыт встречи и жизни со Христом – вот и окажется это твоим «деревом».

Кому-то нужно раскрыть Евангелие и вчитаться в него, чтобы увидеть, наконец, живого Христа. Тогда его страницы станут «стволом и сучьями», уцепившись за которые ты сможешь подтянуться и увидеть Христа.

Кому-то, как когда-то послам князя Владимира, достаточно будет зайти в храм, поразиться его красотой и, побывав на богослужении, недоумевать, не на небе ли я побывал?

Тогда храм действительно станет для тебя «деревом жизни», через которое ты будешь карабкаться на небо, видя там живого Христа.

Но это все, так сказать положительные примеры «деревьев». Есть и отрицательные.

Для кого-то, как ни парадоксально, «деревьями» могут стать различные жизненные «ямы» - трудности, болезни, смерти близких.

Если к ним правильно относиться, то дно такой ямы может прорасти настоящим деревом, с которого ты увидишь Христа.

В общем, всех деревьев не перечислить – можно только постулировать, для каждого человека, кто, как Закхей, жаждет увидеть Христа – оно находится уже рядом с ним.

Последним препятствием, как и для нашего Закхея, может стать мнение окружающих. Тут важно плюнуть на него по его же примеру.

Пусть смеются все, кому смешно от нашего «влезания» на дерево. Пусть даже злобствуют те, кому от этого не смешно, а досадно.

Таких может быть даже больше – причем среди самых ближних. Как только они почувствуют, что Христос стал для тебя важнее, чем они – подобная реакция неизбежна.

И это может стать последним препятствием для тебя перед влезанием на свое «дерево».

Но если ты все преодолел – и все-таки залез на него и увидел Христа…

Вот тут-то только и начнутся настоящие «проблемы».

Ибо Христу не нужны простые «наблюдатели» Его, ему нужны Его последователи.

Христос неожиданно обратится к тебе и захочет прийти к тебе в гости. Готов ли ты к этому?

Готов ли ты к тому, чтобы Христос, войдя в твою душу, занял в ней самое первое место, которое единственно и положено Господу-Спасителю?

Готов ли ты сам предложить своему божественному Гостю хотя бы то, что предложил Ему Закхей?

Дослушаем эпизод до конца:

Закхей же став сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо? Лк. 19. 8.

Так что стоит хорошо подумать, прежде чем залазить на «дерево», чтобы увидеть Христа из простого любопытства.

Это может неожиданно закончиться.