Найти тему
Огни Истории 📖

Происхождение культа Диониса в древней Греции

Дионис — греческий бог винограда и виноделия , именовался также Вакхом. Его нет в сонме олимпийских богов и у Гомера он почти не упоминается.До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Культ Диониса возник, по-видимому, на севере Греции, во Фракии, и в VIII—VII вв. до н. э. распространился по всей Греции.

Распространение его было подготовлено существованием в Греции других земледельческих божеств, но своим успехом новая религия обязана была социально-экономическим причинам. Почти повсюду в Греции VII в. до н. э. поднимается движение против землевладельческой аристократии, захватывавшей в свои руки землю и закабалявшей мелких сельских тружеников. Эта борьба не могла не коснуться и религиозной сферы. В религии Диониса ищут опоры демократические элементы — земледельцы, ремесленники, торговцы,— выступающие повсюду в VII— VI вв. против землевладельческой аристократии. В конце концов эта аристократия вынуждена была приобщить почитание Диониса к кругу официальных культов. Так, в Дельфах наряду с Аполлоном стали почитать и Диониса. На восточном фронтоне дельфийского храма был изображен Аполлон с музами; на западном — Дионис вместе с его вакханками. Дельфийские жрецы поспешили сделать новому богу ряд уступок, так как знали, что от него грозит величайшая опасность славе аполлоновского оракула, однако при этом постарались упорядочить дионисийский культ, который вначале носил оргиастический характер и сопровождался проявлениями вакхического исступления и крайнего разгула.Диониса нередко изображали в виде животного — козла или быка — или же в виде человека, но с рогами, что указывает на остаток тотемистических верований. Например, в Элиде к Дионису обращались так:

Герой Дионис, сойди к нам

Во храм с Харитами

На элейский пречистый Жертвенник!

Ярым быком накати к нам!

Бык достохвальный!

Бык достославный!

По-видимому, только позже Дионис становится богом винограда, виноделия и веселья. Но он — исконный покровитель и плодовых деревьев, цветов и всего растущего. До нас дошли многочисленные изображения Диониса в виде ветвистого дерева.

В Ахарнах — одном из селений Аттики — был, например, Дионис-плющ, в Спарте — Дионис-фиговое дерево. В числе эпитетов Диониса находим «плодоносный», «цветущий» и т. д.

Греческий миф так повествует о рождении Диониса: Дионис был сыном Зевса и смертной женщины, фиванской царевны Семелы. Зевс навещал Семелу под видом смертного, не скрывая, однако, своей божественности. Ревнивая супруга Зевса, желая погубить Семелу, подговорила ее потребовать от своего возлюбленного явиться к ней в своем настоящем облике и тем убедить ее, что он действительно Зевс. Не подозревая коварства и предварительно взяв с Зевса клятву, что он исполнит одно ее желание, Семела потребовала, чтобы он показался ей в своем божественном облике.

Напрасно Зевс, знавший, что никто из смертных не может видеть его во всем его блеске и величии, уговаривал Семелу отказаться от этого желания. Семела настаивала на своем, и тогда Зевс, который не мог нарушить собственную клятву, приблизился к ней, сопровождаемый громом и молнией. Пламя охватило Семелу и царский дом. Умирающая Семела родила недоношенное дитя. Но Зевс взял ребенка и, спасая его от ревнивой Геры, зашил себе в бедро и там доносил. Когда же ребенок родился, Зевс отдал его на воспитание нимфам сказочной горы Нисы.

Они спрятали мальчика в пещере и вскормили сладкой пищей. Выросший Дионис стал насаждать повсюду культуру винограда. Он ходил из страны в страну, требуя себе поклонения и наказывая всех, кто отказывал ему в богопочитании.

Спутниками его были сатиры, вакханки и нимфы. Сатирами греки называли мифические существа, представлявшиеся им наполовину козлами, наполовину людьми. Их изображали со взъерошенными волосами, приплюснутыми носами, заостренными козлиными ушами и с козлиным или с лошадиным хвостом.

Вакханками назывались восторженные поклонницы, сопровождавшие бога в его странствованиях. В руках у них был тирс — жезл, обвитый плющом, а также тимпан (бубен); они сопровождали плясками шествие бога. В своем почитании Диониса вакханки доходили до исступления, в состоянии которого они, согласно представлениям греков, приобретали необычайную силу и все могли смести на своем пути.

Другие мифы повествуют о преследовании Диониса его врагами и о его смерти. Так, Гомер рассказывает о царе эдонян во Фракии, Ликурге, который так напугал вакханок в долине Нисы, что они уронили на землю тирсы, а сам Вакх бросился в волны морские и принят Фетидой на лоно,трепетный, в ужас введенный неистовством буйного мужа .

За это боги возненавидели Ликурга, а Зевс ослепил безумца и сократил его жизнь.В других мифах рассказывается о том что Дионис, взятый своим отцом на небо, был растерзан там титанами . Зевс проглотил трепещущее сердце Диониса и создал его вновь.

Согласно же одному варианту этого мифа, Дионис был растерзан титанами именно в облике тельца.

В честь Диониса по всей Греции справлялись несколько раз в году празднества. Вначале они отличались большой простотой.

Так, древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 46 — ок. 120 гг.) сообщает, что в древнейшее время праздник Вакха справляли совсем просто, но достаточно весело: шла процессия, неся кувшин с вином; затем вели козла, потом шел один человек, который нес корзину с фигами. На этих празднествах распевались хвалебные песни в честь Диониса, рассказывавшие о страданиях бога и о его торжестве над своими врагами. На празднествах Диониса выступали и ряженые: участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Распевались и веселые песни. Люди, опьяненные вином, олицетворявшим самого Вакха, благодарили бога, крича: эвоэ! В честь Вакха приносили жертву — ему закалывали козла. Из этих сельских празднеств выросли драматические представления.

Самое слово «трагедия» происходит из двух греческих слов: «трагос»— козел и «одэ»— песнь, и обозначает, таким образом, «песнь козлов». Ведь спутниками Диониса были сатиры, составлявшие «козлиный» хор,— да и самого Диониса нередко изображали в виде козла.

Слово «комедия» также происходит из двух греческих слов: «комос» и «одэ». Словом «комос» греки обозначали шествие на сельском празднике в честь Диониса подвыпившей ряженой толпы, осыпающей шутками и насмешками прохожих.

Совершенно очевидно, что эти праздники в честь Диониса представляют собой разновидность тех праздников, которые у многих земледельческих народов справлялись в честь умирающего и воскресающего бога. Этот умирающий, а затем воскресающий бог олицетворял собой живительные силы природы.

С наступлением зимнего периода бог умирает, а с наступлением весны, когда пробуждается природа, воскресает и бог. Зимой злые силы, враждебные богу, убивают его, а весной он воскресает и торжествует над своими врагами.

В дальнейшем эти сказания перестали большей частью связываться непосредственно со сменами времен года, но оставалось старинное представление о страданиях бога, о его смерти, о его победе над врагами и о его воскресении.

Дионису посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера

Дионис — действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки»,комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение».

Сатировские драмы: Эсхила — "Кормилицы Диониса" , Софокла — «Младенец Дионис» .Трагедия Херемона «Дионис»

На картине Ктесилоха «Зевс, рожающий Диониса», был изображён в митре и по-женски стонущим в окружении богинь.

Оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.

Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди «Внук Персея: мой дедушка — Истребитель». Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как Бога.

Работой посвящённой исследованию символического значения историй, связанных с Дионисом, является антология «Безумие и его бог» (авторы Вальтер Ф. Отто и др.) В ней исследуется проблема сакрального безумия и указывается на недооценённость значения культа Диониса. Выдвигается мнение , что мифы о Дионисе имеют, скорее, символическое значение, чем историческое.