Старший партнёр сети Vysotsky Estate Сергей Смирнов рассказывает, почему порталам недвижимости, на которых собственник выставляет своё объявление о продаже квартиры, так выгодно надурить его в оценке объекта.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся сделать экскурс в историю.
В развитии информационных ресурсов на рынке недвижимости было 3 основных этапа.
Этап 1. Найти информацию стоит денег
Так было в 90-е. Вы приходили в агентство недвижимости, и агенты по газетам и чуть ли не объявлениям на столбах «копали» для вас объекты.
Вот так ещё в 80-е годы выглядел первый портал недвижимости: просто переулок, где висели объявления об объектах недвижимости, с описанием параметров и номером телефона. За последние 30 лет порталы недвижимости ничего путного так не создали (и это касается не только России, но и всего мира). Если вы думаете, что у нас произошёл информационный прогресс, то вы глубоко заблуждаетесь. «Авито» и «Циан» называют себя поисковыми системами, но по сути дела это такие же доски, на которых любой желающий «клеит» своё объявление.
Внимание! Клеит в основном за деньги. Если я подаю объявление на портал недвижимости, я за него плачу. Не заплатил — объявление снимается. Зато у покупателя складывается впечатление, что собственник продал объект. На самом же деле исчезновение объекта говорит лишь о том, что он исчез с портала. И это не значит, что он был продан.
Этап 2. Обработать информацию стоит денег
Примерно в начале 2000-х появляется несколько знаковых площадок для московского и питерского рынка недвижимости. В Питере это система EMLS и площадка bn.ru, в Москве — «Циан» и система WinNer.
Эти системы радикально друг от друга отличаются. «Циан» — это портал недвижимости, на котором все платят за размещение рекламных объявлений. Смотреть можно бесплатно, а размещать — платно.
WinNer работал ровно наоборот: он агрегировал информацию из баз данных, порталов и газет и обрабатывал её. Смотреть можно было платно, а вот размещать — бесплатно.
Две разные модели монетизации давали разную глубину и качество информации. Многие агенты по недвижимости, особенно молодые, не знают историю рынка и не отличают агрегатор от рекламного портала. Агрегатор хранит историю цен сделок за несколько лет. Порталу же «плевать» на это. Тут действует одно правило — чем дольше и дороже вы платите за размещение объекта недвижимости в рекламе, тем выгоднее порталу.
Сейчас. Оценить и дать решение стоит денег
Сегодня агентам гораздо важнее развивать у себя навыки критического мышления, чтобы анализировать и фильтровать тот мусор, который мы сегодня видим на порталах.
А теперь давайте подумаем о самом важном: в чём заключается монетизация портала недвижимости? Вот вам секрет:
его основная задача — собрать максимальное количество денег за долго продающийся объект.
Если вы собственник недвижимости и размещаете объявление на портал, то вы должны понять суть: чем дольше вы продаёте, тем больше портал на вас зарабатывает. Порталу невыгодно, когда вы продаёте быстро. Поэтому:
а) портал всегда вам показывает завышенную цену на ваш объект, чтобы вы подольше шли к реальной цене;
б) он не заинтересован подсовывать каждому покупателю ваш объект недвижимости, а требует выделения и поднятия его вверх;
в) портал заинтересован усложнить систему поиска для покупателя, чтобы покупатель как можно дольше искал ваш объект.
Получается, вся система, которая, как считается, направлена на то, чтобы собственники и покупатели быстрее друг друга находили, на самом деле заточена на обратное.
Чем дольше вы будете друг друга искать, тем больше портал заработает.
Вся модель работы портала построена на том, что чем больше хаоса он посеет в системе объявлений, тем лучше для него.
А вот система агрегаторов основана на другом принципе. Это система для работы профессионалов, которым нужны архивы объявлений. Зачастую, когда агент ищет объект в определённых домах, ему важно поднять архивы, потому что там могут быть объявления, снятые с рекламы. Такая система, как WinNER, хранит такие объекты, и агент может найти их там.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Понравилась статья — ставьте лайк.
Есть что добавить — пишите комментарии.
Хочешь получить консультацию Сергея Смирнова?